Прописные истины

Image removed.
фото Е. Зиминой

АНЯ:
Юля! Не поверишь! У меня в соседней вкладке браузера открыт макет будущего сайта «Пропись».
Смотрю на пустые разделы, в которых появятся тексты, и понимаю, что все –  не отвертимся уже. Стыдно признаться, но, когда весной этого года мы вели разговоры о том, что «хорошо бы придумать такую штуку для театроведов, чтобы и писать туда нестрашно было, но в то же время знать: это прочтут люди», я лишь наполовину надеялась на успех. И вот теперь, когда ОНО рождается, мне вдруг что-то неспокойно стало. Груз ответственности, что ли? Одно дело заявить о проекте, а совсем другое - поддерживать его, чтобы он не умер прямо на старте. Вот и мучаюсь теперь сомнениями… Не слишком ли широк круг предметов? Можно же было ограничиться студенческой газетой, локальной, в рамках факультета.

Image removed.
фото Е. Зиминой

ЮЛЯ:
Аня, рада, что ты заговорила об этом!
Поверь, все твои волнения, преумноженные еще в несколько тысяч раз, не дают покоя и мне. Совсем недавно мы, окрыленные идеей, придумывали, как это все будет происходить. Тогда проект представлялся настолько легко осуществимым, что единственным вопросом, который меня мучил, был «почему же никто не сделал это раньше?». И только теперь, столкнувшись с огромным количеством всевозможных сложностей (начиная с технических неувязок и заканчивая поиском людей, готовых сотрудничать), я, кажется, начала ощущать масштабы работы. Но ты права, мы уже не можем повернуть назад, так что все ежедневно прорывающиеся панические вопли стараюсь в себе глушить! В конце концов, лучше вытирать слезы, закрывая самый провальный в истории человечества сайт, чем лет через пять горько вспоминать, как мы испугались и спасовали.
Что касается формата… ну ты сама понимаешь, первый выпуск «студенческой газеты в рамках факультета» поддержали бы четыре театроведа, из них двое лишь на словах, а через месяц осталась бы только ты (да-да, я бы тоже слилась из такой тухлой темы!). Мы же и так существуем как привидения или члены тайного ордена: пробираемся под покровом ночи в свой мрачный полуразрушенный замок, ходим по коридорам в тишине, которую изредка нарушает лишь шелест переворачиваемой страницы книги или тетради, получаем сакральные знания от жрецов-мудрецов, и радуемся втайне, что ни один посторонний не посвящен в наш затворнический мир.
Если еще и газета будет жить только в очерченном кругу, то любое взаимодействие с другими людьми, ВУЗами, городами исключается или, по крайней мере, сводится к минимуму. А мы ведь занимаемся таким чудесным делом, что о нем просто необходимо рассказывать окружающим! Так же как это должны делать любые другие искусствоведы и практики-творцы, и не только из нашей Академии. Кино, литература, живопись – да столько всего! И все же взаимосвязано. Может быть, даже получится эту взаимосвязь показать. Но это все выстроится постепенно. А пока что нужно писать. ПИСААААТЬ! Всем и про все. 
Главные мои страхи связаны с тем, что это никому не нужно. Ни пишущим, ни читающим. Представляется такая, знаешь, печальная ситуация, когда несколько авторов сидят и изучают труды друг друга. Как думаешь, то, о чем мы говорим, вообще как-то трогает  молодых? Им это интересно?

АНЯ:
Спасибо, конечно, что считаешь таким неунывающим энтузиастом, но из газеты для двух человек убежала бы и я. Сразу вспомнилось: «Сколько человек в вашей армии? - Ни одного. - Надо побольше...». Так вот, два - уже неплохо, но надо бы побольше! Странно, что ты задаешь мне вопрос, что сейчас интересует молодых, мы вообще с тобой еще ничего! Вроде как, сами к ним относимся. Другой вопрос, что и молодые бывают разные. Мы вот в довольно узком кругу проводим все свое время. Ну, ты понимаешь: лекции в академии, спектакли в театре, книги, беседы - все о театре. Трудно представить, что можно иметь другие интересы. Поэтому, думаю, поддержку мы можем найти в первую очередь у людей, которые страдают такими же «болячками». А вообще у нас у всех, у начинающих, есть еще одна общая проблема (я не только про театроведов, а вообще про всех молодых, работающих со словом). Что-то вроде этого: «Есть много волнующих меня вопросов искусства. Я хочу поделиться своими рассуждениями. Я хочу осветить малоизвестные темы. Мне важно, чтобы мое мнение было услышано. Но я боюсь/стесняюсь/робею/комплексую при мысли, что вокруг огромное количество текстов, написанных профессионалами, которые опытнее и умнее». И вот с этим нужно что-то делать. Надо же как-то этот барьер снимать. Вряд ли это будет новостью, если я предположу: чтобы перестать бояться писать, надо… писать. Ну и при этом продолжать заниматься, само собой. Набираться опыта, всевозможные пробелы в знаниях восполнять. И пускай это будет не просто черновик для «робеющих», но и место, где у людей накопится некоторое количество публикаций, которые они смогут представить каким-нибудь изданиям в будущем. 
Я, похоже, скорее ответила на вопрос, почему это может быть кому-то интересно, чем о том - кому. Хочется надеяться, что не будем унылой группой авторов, читающих работы друг друга. А вдруг, кто-то, читая эти тексты, задастся вопросом: а что мне мешает попробовать? Вот человек жил себе, вел блог, писал интересные посты в ЖЖ и даже не думал свои тексты предлагать в какие-то издания, потому что портфолио нет. А тут вдруг обнаружил, что мы и без портфолио его с руками оторвем, и чаем напоим, и теплом и заботой окружим.

ЮЛЯ:
Ну ты сама расшифровала мой вопрос. Конечно, когда 90% читаемых книг, просматриваемых передач и обсуждаемых тем так или иначе сопряжены с театром, невольно появляется ощущение, что всё вокруг кричит только об этом. Каждый день, каждое мгновение. Но такие приятные заблуждения быстро развеиваются, стоит лишь узнать, сколько людей имеют маломальское представление о самых общих фактах, касающихся театра, о биографиях всемирно известных актеров и режиссеров, художников и композиторов. Я уж не говорю о великих критиках, историках и теоретиках – эти имена святы лишь в очень узких кругах. Я вот, например, раньше не верила своим ушам, когда меня переспрашивали: «Где читала? ПТЖ? Что это?». Вот и боюсь, что у таких маленьких и начинающих проектов, как наша «Пропись», нет совершенно никаких шансов заинтересовать общественность. Но вот что меня удивило и порадовало – все, кому бы мы о ней ни рассказали, приходят в восторг и немедленно выражают желание помочь любым образом. Значит, не перевелись еще!
А робость... я могу понять. Я тоже еще не избавилась от этого барьера, учитывая, что сама принимала участие в создании проекта. То есть мне не надо отсылать материал каким-то малоизвестным людям, чтобы они его изучали и, в случае положительной оценки, разместили на своем сайте. Но будь я человеком со стороны... ну ты меня знаешь. Поэтому мне и хочется всем повторять по сто раз, что на самом деле все просто, что никто не требует высокопрофессиональных шедевров, иначе мы сразу бы обратились к кандидатам и докторам наук. Это же должно быть, в первую очередь, интересно самим авторам. Зацепило событие - напиши! Захотелось порассуждать на тему - напиши! Побеседовал с интересным человеком - запиши и пришли! Ведь совсем не страшно, правда.

АНЯ:
Юля, дели на десять все восторги и рвение участвовать. Штука заманчивая, но когда дело дойдет до «давайте ваш текст опубликуем» многие могут пойти на попятную. Здесь же важно на первом этапе познакомить людей с этой историей и зарекомендовать проект как общедоступный и дружелюбный. Заодно и самим как-то для себя понять, что это за зверь такой и нужен ли он кому-нибудь. Кстати, я бы была поосторожней с пропагандой непрофессионализма или личного интереса как главного критерия отбора. Важно найти эту золотую середину – не превращать ресурс в какое-то псевдонаучное сообщество молодых людей с претензией, но и не плодить графоманов. Нам же важно сотрудничество. И сотворчество, конечно. Мы с тобой ведь, хоть и авторы проекта, но никакие не редакторы, а поэтому тексты должны обсуждаться со всеми на равных. Было бы здорово, если бы мы у будущих наших авторов могли чему-то научиться. Да так и будет! И вообще (шепотом) полезно помнить, что мы еще учимся в академии, что для нас все-таки первостепенно. А проект-то с учебой неразрывно связан (по крайней мере с практической ее частью), вот и славно будет, если окажется полезным участникам.

ЮЛЯ:
Ань, да я же не призываю писать об искусстве людей, далеких от этой сферы! Это вообще за скобками. Понятно, что речь идет о студентах или специалистах конкретных направлений. А вот насчет того, что далеко не все восторженные люди действительно пришлют нам статьи, боюсь, ты права. Ну, тут уж дело добровольное. Тем более, проект не разовый, обновление материала будет происходить постоянно, так что никогда не поздно присоединиться. Может, кому-то надо посмотреть, как это все заработает и будет выглядеть, чтобы загореться идеей написать.
Кстати, отличная мысль – рассматривать ведение проекта как прохождение практики (и не ворчать больше, что обделены ею в академии)! И тогда все «зачем» отпадают сами собой – практика еще никому не мешала. Надеюсь, пользу нашей затеи оценят.
В общем, сложностей и непонятностей пока еще полно, но радостных ожиданий еще больше! Правда… паника вдруг сошла на нет и на ее месте появилась приятная уверенность в том, что все у нас получится. И на этой мажорной ноте отправляюсь писать первый текст, пока ты меня, ленивую, не убила. До встречи!

фото Е. Зиминой
фото Е. Зиминой

октябрь 2014