"Лицом к стене"
Режиссёр Антти Хейкки Песонен
Финляндия, 2014.
В рамках специальных показов на фестивале «Начало» была представлена дебютная полнометражная картина финского режиссера Антти Хейкки Песонена «Лицом к стене».
Найти любовь, а главное, научиться любить другого человека, кем бы он ни был: родителем, ребенком, мужчиной, – именно к этому стремятся герои фильма. У каждого из них нет рядом того, чью любовь они могли бы чувствовать. Из этого вырастает выедающая души главных героинь обида, в первую очередь – на мать, которая не желала их рождения. Уже второе поколение повторяет ошибки своих матерей. Ни Эсси, ни ее дочь Такки никогда не знали своих отцов, но всегда мечтали найти их. Возможно, участие отца изменило бы их жизни, потому-то Эсси и цепляется за шанс дать дочери хоть не отца, но деда. Однако она не уверена, что этот странный человек, появившийся в их жизни, ее настоящий отец, да и не желает она знать правду, не хочет разрушать иллюзию, в которой прячет себя и дочь.
Наравне с персонажами в мире фильма существует абсолютно реальное животное, которое встречается им в критические моменты жизни, и которого они довольно часто упоминают в пространных разговорах о смысле бытия, – это кролик. Если обратиться к символике этого образа в мифологии, можно вспомнить, что у древних греков кролик считался священным животным богини любви Афродиты и Эрота. Именно способность этого животного к невероятной плодовитости символически отсылает к одной из причин несчастий героинь – родились они от случайной связи своих матерей. Возможно, этот факт и не дал им организовать свою жизнь иначе, во всяком случае, так они считают сами. В одной из сцен Такки, случайно убивая кролика, словно преодолевает рок своей женской доли. Она умеет любить, знает, как нужно любить, что показано в ее взаимоотношениях с одноклассником – астматиком, которому она помогает поверить в свои силы.
Герои ищут рецепт счастливой жизни: дед рассказывает, что когда-то нашел его, услышав историю от своего отца, но уже забыл. Помнит только, что все тогда у него было хорошо. А сейчас он собирает истории людей, в надежде найти ту, которая вернула бы его к счастью. До банальности простой совет, написанный на ярлычке чайного пакетика, который тысячу раз видели герои, оказывается тем самым рецептом. Только осознают герои это слишком поздно, точка невозврата уже пройдена, и наладить жизнь невозможно. Лишь Такки не соглашается подчиниться обстоятельствам, она принимает решение сбежать. Решение это становится роковым, но в итоге она все-таки обретает желанную свободу, хоть и ценой расставания с жизнью.
декабрь 2015