Камень, ножницы, бумага

«Сердце не камень». А. Островский
Государственный академический Малый театр
Режиссёр Владимир Драгунов
Художник Мария Рыбасова

В октябре в Малом театре состоялась первая премьера юбилейного сезона. И не удивительно, что в Доме Островского ею оказалась пьеса «Сердце не камень», написанная в 1879 году. Поднятые драматургом темы актуальны в XXI веке не меньше, чем в XIX. Молодые девушки, выходящие замуж за богатых стариков в погоне за деньгами, встречаются и сегодня. И очень редко среди них есть честные и порядочные, как Вера Филипповна из пьесы «Сердце не камень». Как же тогда пожилому человеку убедиться в истинных чувствах его молодой спутницы? На этот вопрос и попытался ответить режиссер Владимир Драгунов.

Фото из архива театра
Фото из архива театра

Комната зажиточного купца XIX века. В полумраке появляется фигура, похожая на знак вопроса. Сделав несколько виражей по комнате, она замирает на переднем плане сцены. По прямой линии пола в противоположную кулису герой посылает небольшой шар... Композиция этой первой маленькой сцены похожа на композицию всего спектакля. Купцу Потапу Потаповичу Каркунову (Василий Бочкарев) предстоит выйти на финишную прямую (на линию мяча), дойдя до нее трудным запутанным путем (виражи). Мяч, как истина, которая не дается просто. Её нужно отыскать за грудой лжи.
Сомневаясь в любви и верности супруги (Лидия Милюзина), Потап Потапович решает составить завещание. Зафиксировать, так сказать, отношения на бумаге. Или, вернее, ограничить свободу Веры Филипповны после его смерти. Но такой поступок жену вовсе не оскорбляет, она принимает решение мужа как должное, стойко переносит все его сомнения. Не пытается его разубедить, что-то доказать – наоборот, открыто говорит о своих намерениях.

Фото из архива театра
Фото из архива театра

Изощряться, изворачиваться начинает племянник Каркунова Константин (Глеб Подгородинский): строит козни против Веры Филипповны, задабривает дядюшку, чтобы тот его сделал единственным наследником. И бумага здесь является единственно верным решением, поскольку Константину нельзя доверять. Он обманет, подставит, так как очень падок на деньги, а свое состояние уже успел прокутить в расчете на наследство дяди. Фиксация на бумаге финансовых отношений с племянником – подушка безопасности, которая дает иллюзию защищенности.
Озорство и неутомимость духа не выдают почтенный возраст Потапа Потаповича, он больше похож на юного мальчишку. С шутками говорит о смерти, весело бегает по комнате, эмоционально реагирует на происходящее. Практически все время ходит с бильярдным кием, будто разыгрывает партию, бросая вызов каждому, с кем говорит. А вот супруга, которая намного моложе него, больше похожа на пожилую монашку: безэмоциональная, спокойно воспринимающая все подозрения мужа, всепрощающая.  Непоколебимость Веры Филипповны, ее любовь к людям приводят в итоге Каркунова к раскаянию, к душевному равновесию, к Богу.
Несмотря на то, что в пьесе отводится немаловажная роль Вере Филипповне и Константину, спектакль сфокусирован на самом Каркунове – Бочкареве. Все происходящее видится не глазами постороннего человека (может быть, самого драматурга), не с высоты «птичьего полета». Это личное восприятие героя, находящегося на жизненном распутье. Бочкарев – масштабный, мощный актер, который умеет произнести текст так, что публика откликается на все его реплики, монологи, хоть он обращается к своему партнеру на сцене.
Художник Мария Рыбасова создала к спектаклю «Сердце не камень» декорации, настолько приближенные к XIX веку, что возникает иллюзия присутствия в тех далеких временах. Премьера спектакля состоялась совсем недавно, а Рыбасова уже стала обладателем «Золотого диплома» XIII Международного театрального форума «Золотой Витязь» за лучшую сценографию. Но придуманное ею оформление не «перекрывает» исполнителей: актерский ансамбль органично существует в заданных театральных условиях.

Фото из архива театра
Фото из архива театра

Созданное художником оформление отчасти помогает Каркунову прийти к финалу – к Богу, к смирению, к прощению. «Застывшая» сценография – рамки, созданные общественным мнением, мыслями самого героя, за которые он боится выйти. Освобождение от этих общественных штампов приходит в конце, когда исчезает и театральная символичность. Все ненужное отрезается, будто ножницами. И, подводя итоги, Каркунов остается наедине с собой, с молитвой. Ведь и правда, сердце – не камень. Оно открыто к чувствам, готово воспринимать все внешние перемены. Сердце не обманешь.
А финальное одиночество героя – это не проигрыш, это еще не конец. Это новая ступень другой жизни. Какой? Единого правильного ответа на этот вопрос не существует. У каждого он будет свой.

декабрь 2015