Танцы. Страсти. Барабан

Саломея. О.Уайльд
St. Petersburg Contemporary Dance Theater
Режиссёр Валентина Вамбольт
Хореограф Марина Запесоцкая
Композитор Никита Сапронов

Contemporary Dance Theater – это театр, где танец и драматическое искусство стоят на одной ступени. Контемпорари – направление современного танца, содержащее элементы джаз-модерна, восточных искусств движения (йога, тайцзицюань, цигун) и классического балета. Режиссер Валентина Вамбольт, давно интересующаяся пластическим театром, неслучайно выбирает для постановки «Саломею» Оскара Уайльда. Танец, введенный драматургом напрямую в действие пьесы, делает ее актуальной для танцевально-театральных опытов.
Первое, что видит зритель, когда входит в зал, – брошенная около задника, занимающая всю ширину площадки черная ткань, в которую что-то или кто-то завернут. Причем завернут нарочито неаккуратно, ткань приподнимается разного размера буграми. Справа на авансцене – ансамбль: виолончель, фортепиано, флейта и африканский барабан джембе. Композитору Никите Сапронову удалось написать музыку, которая стала полноправным действующим лицом спектакля. Переходящие из одной в другую музыкальные композиции объединили весь спектакль, не позволив ему превратиться в набор танцевальных номеров.
Барабанщик начинает играть, перенося нас в атмосферу древней Африки. Ощущение присутствия на каком-то тайном ритуале усиливается с появлением стражников дворца Ирода – двух девушек в зеленых юбках и лифах, с повязками из веревок на голове (художник по костюмам Татьяна Приходько). Они исполняют восточный танец, прославляя царевну Иудейскую.

Фото - В. Бородин
Фото - В. Бородин

Действие замирает на некоторое время. Своими магическими танцами девушки будто стремятся загипнотизировать нас, и отчасти им это удается – зрители завороженно следят за каждым движением. Но в какой-то момент звук барабанов неожиданно обрывается, и мы слышим голос, пугающий стражниц, – голос пророка Иоканаана.
Первое появление Саломеи сопровождает напряженная мелодия. Зритель чувствует присутствие потусторонних сил, захвативших сознание царевны. И стражники, которым царь запретил кого-либо подпускать к Иоканаану, расступаются перед царевной. Если в пьесе это объясняется влюбленностью в Саломею молодого сирийца, начальника стражи, то здесь скорее стоит говорить о магии, исходящей от Саломеи.
Юношу, похожего на Аполлона или Геркулеса, освобождают из плена белой ткани, в которую он был завернут. Он раздет по пояс, ноги его прикрыты белой юбкой, подвязанной веревкой. Иоканаан чувствует зло, исходящее от царевны, а потому не хочет слушать ее. Саломею же сразу влечет к таинственному юноше, в каждом ее движении видится желание наброситься на него. Царевна даже не пытается себя сдерживать – она тянется к нему всем телом. 

Фото - В. Бородин
Фото - В. Бородин

Страсть ее выливается в замысловатый танец с акробатическими элементами. Пророк отворачивается, пытаясь избежать ее касаний. Однако в его взгляде нет ни ненависти, ни страха. 
К звукам виолончели прибавляется флейта, ее мелодия похожа на скорбное пение птиц (такая ассоциация вызвана тем, что Ирод несколько раз затем скажет о таинственном звуке – крыльев птиц смерти). В какой-то момент пророку приходится использовать веревку, как хлыст, чтобы остудить пыл девушки, но это не помогает. Саломея отнимает у него плеть, пытается привязать его к себе. Но Иоканаан непреклонен, и царевна в ярости хлещет веревкой по полу. Она бессильна перед этими чувствами.
В этом состоянии Саломею и застает царь. В пьесе Ирод выходит в окружении слуг и жены, и вся его страсть заключена во взгляде. Здесь же режиссер развязывает ему руки, и он ничем не ограничен. Ирод совершенно не стесняется и не скрывает своих желаний. Луна, которую царевна сравнивала с девственницей, видится ему пьяной женщиной, повсюду ищущей любовника. Царь умоляет Саломею станцевать для него. «Я дам тебе все, что захочешь. Все. Хоть половину царства», – произносит он роковые слова, словно находясь под гипнозом. 

Фото - В. Бородин
Фото - В. Бородин

Лишь после ее согласия тетрарх избавляется от наваждения и осознает весь ужас своего поступка. В его руках веревка, недавно принадлежавшая Саломее, которая, в свою очередь, отняла ее у пророка. Все персонажи находятся в зависимости друг от друга, и скоро этот страшный круг замкнется. Царь истерически смеется, затем бросает веревку на пол и хлопает в ладоши: «Танцуй!». Назад дороги нет.
Саломея, облачившись в черный плащ, начинает свой танец. Постепенно к флейте присоединяется виолончель с той самой гипнотической темой, которая связывает все части спектакля, а затем и фортепиано.
Царевна медленно снимает с себя плащ, а потом и остальную одежду. Под белым платьем оказывается белье, сделанное из веревки. Саломея позволяет царю лишь дотронуться до себя, но ничего больше. В кульминации танца фортепиано заменяется бешеным ритмом барабана, смешивающимся с пронзительным звуком виолончели и таинственным инструментом, напоминающий звук грома. Саломея кружится и обессилено падает перед царем, который от избытка эмоций рушится вслед за ней.

Фото - В. Бородин
Фото - В. Бородин

Можно предположить, что танцы являются некими точками, по которым движется спектакль. Именно посредством пластики герои передают свои самые яркие эмоции. В танце актеру сложнее наиграть, чем в драматическом монологе. В «Саломее» – такой безумный поток страстей, что хореография действительно представляется отличным способом избежать актерских оплошностей. Марина Запесоцкая (хореограф спектакля) создала пластический рисунок, который позволил все самые эмоциональные моменты спектакля не сыграть, а станцевать. Режиссеру же необходимо было грамотно использовать найденные хореографом элементы и соединить их с музыкой и драматическим действием. Любопытно, ведь музыка писалась отдельно от постановки хореографии. Движения изначально ставились под ритм, и только затем все слилось воедино.
Еще некоторое время герои не могут прийти в себя после танца Саломеи и заявленного ею вознаграждения. Испуганный тетрарх предлагает павлинов, полцарства – все, что угодно, лишь бы не убивать пророка, но Саломея повторяет только одно: «голову Иоканаана». Сцена, пронизанная нарастающим ужасом Ирода, прерывается его криком – приказом выполнить просьбу царевны.

Фото - В. Бородин
Фото - В. Бородин

Стражники начинают разбрасывать по сцене песок, иллюстрирующий бесконечный ход времени, неизбежность бытия. Саломея добирается до своей цели. Она вновь признается в любви телу, волосам и губам пророка, а стражницы посыпают его песком – символические похороны состоялись. Саломея пластически пытается выразить свои мучения от содеянного, целует бездыханное тело, сожалея о том, что пророк не захотел добровольно отдаться ей.
Как гром среди ясного неба звучит фраза Ирода – «Убейте эту женщину». Слуги беспрекословно выполняют волю царя. Они отрывают ее от тела пророка, обвязывают шею бечевкой и отдают тетрарху. Царь, взяв веревку, собственными руками уничтожает объект своей страсти. Тело Саломеи кладут рядом с Иоканааном. Царь же встает на колени, возможно, замаливая свои грехи перед Богом, ведь он боялся исполнять желание царевны только из-за собственного страха перед ним.
Под мелодию флейты стражницы начинают кружиться в экспрессивном танце, а затем медленно подходят к черной ткани, лежавшей все это время позади. Девушки берут ее и накрывают весь планшет сцены вместе с персонажами и собой. Перед нами только пустота и протяжные звуки флейты и виолончели. Ничего не осталось. Время стерло все.

январь 2016