"Гроза". А. Островский
Дом Высоцкого на Таганке
Студенты ГИТИСа (мастерская Л.Е. Хейфеца) совместно с Театром-студией "25 ряд".
Режиссёр Никита Бетехтин
Художник Надежда Чехович
Сюжет пьесы известен каждому со школьных лет: девушка Катерина рано отдана замуж, без любви; однажды ее муж уезжает в Москву, и Катерина впервые в жизни следует зову своего сердца. Все бы ничего, если бы не моральные принципы девушки, которая, согрешив, больше не сможет жить на свете этом. В пьесе, уже больше 150 лет пользующейся успехом у зрителей, характеры героев узнаваемы и сегодня: Катерина (Надежда Ларина) здесь – искренняя, ранимая, нравственная девушка, не избалованная любовью; Тихон (Даниэль Андрущук) – маменькин сынок, классический подкаблучник; молодой сосед Борис (Василий Молодцов) – красавец и пижон. Кабанова, глава семейства и мать Тихона (Алиса Ефремова-Лисичкина) – на первый взгляд, гламурная барышня из светской тусовки, в темных очках и блестящем платье, а на деле – домашний тиран.
«От любви родители строги», – запальчиво повторяет Кабанова в очередном наставлении сыну. Капризная, жесткая, она держит в подчинении и в страхе весь дом. Немудрено, что слабовольный Тихон так стремится ускользнуть из-под гнета материнского надзора.
Город Калинов Островского всегда называют «темным царством». В спектакле Никиты Бетехтина в самой атмосфере на сцене постоянно присутствует нечто зловещее. В сцене проводов Тихона вместе с родными постоянно присутствует человек, одетый с ног до головы во все черное. Откуда-то сверху тяжело падают на пол большие хозяйственные сумки – «багаж» молодого человека. В течение всего спектакля звучит гул – в стиле классического хоррора. Вот заезжая гостья поет, что настают всюду последние времена – «в Москве гульбища да игрища» – и ударяет в большой барабан. Катерина, Варя, слуги – все танцуют безумный танец, в нем есть нечто языческое. Любопытство правит бал, но при этом народ жесток, и всегда жаждет кровавых расправ:
«Ваша хозяйка-то хоть воет иногда от жизни такой? Нет?
А я вот люблю, коль воет кто!»
Жители города Калинова сидят в начале действия на коленях перед иконами, но это все показное, наигранное и не имеет ничего общего с действительной жизнью. Марфа Игнатьевна считает себя вправе унижать как родных людей, так и работников. Варя, сестра Тихона, живет двойной жизнью: для виду подчиняется маменьке, а на деле творит все, что хочет. Полумрак, все жители дома, словно на крыльце, толпятся на самой авансцене; кто-то из толпы выкрикивает, что на город Калинов надвигается туча. Новость вселяет в душу Катерины первобытный страх «кары небесной». Она больше не может жить с этим страшным позором. С мертвенно-белой кожей, в белом платье, на белом саване, принесут ее из речных вод. Каждый, мучивший ее, появится в дверном проеме и закинет ей, как бы вслед, охапку черных, сгоревших дотла листьев – будто бы камень, спрятанный за пазухой. Каждый осудит ее. И долго над ними будет звучать песня "Черные птицы" "Наутилуса".
"Черные птицы слетают с луны,
Черные птицы - кошмарные сны.
Кружатся, кружатся в синюю ночь
Ищут повсюду мою дочь..."
январь 2015