"Омерзительная восьмёрка"
Режиссёр Квентин Тарантино
США, 2015
Охотник за головами Джон Рут по прозвищу Вешатель везёт опасную преступницу Дейзи Домергу в Ред-Рок, чтобы публично вздёрнуть на виселице. Его кучер издали замечает вьюгу. Было решено переждать ненастье в галантерее Минни, трактире на пути в Ред-Рок. В нём-то драма и разыграется…
Так начинается новая запутанная история, написанная и поставленная мастером американского кровавого фарса Квентином Тарантино.
Сценарий фильма, как всегда, на высоте. Виртуозно сплетённая фабула с неисчислимыми перипетиями не позволят хоть на долю секунды оторваться от фильма все два с половиной часа экранного времени. Ответы на вопросы «Кто есть кто?» и «Что происходит?» с каждым поворотом сюжета новые, и едва ли не опровергают предыдущие. Стоит ли говорить о фирменном несоблюдении хронологии при расположении эпизодов фильма? Изощрённости, какая была в «Криминальном чтиве» или «Джанго освобождённом» уже меньше, но тем не менее место предыстории в композиции фильма выбрано неожиданное.
Это уже восьмой фильм режиссёра – после десятого он хочет расстаться с кино. Но не для того, чтобы уйти на покой. После десятого фильма Квентин Тарантино планирует заняться…спектаклями. По словам режиссёра, в процессе создания картины он пользовался театральной методикой работы с актёрами, и это ему очень понравилось. Впрочем, сам фильм отчасти воспринимается как спектакль: чем галантерея Минни не сценическое пространство, на котором развёртываются драматические события? Идеальное предлагаемое обстоятельство – бушующая метель. Восемь героев по ходу развития действия узнают друг о друге всё больше и больше. Напряжение нарастает...
Подобным образом были решены, например, фильмы «12 разгневанных мужчин» Сидни Люмита и советский «Опасный поворот» Владимира Басова.
Ещё один аргумент в пользу «театральности» фильма – литературная основа «Восьмёрки» вполне выдержана в духе пьес ирландского драматурга Мартина Макдонаха, чьи произведения (тоже кровавый фарс) нередко сравнивают с фильмами Тарантино.
И всё это – в синтетическом антураже вестерна, осыпанного снегом… Кстати, это уже второе обращение Квентина Тарантино к эстетике спагетти-вестерна (первое было в «Джанго освобождённом»). Что ещё нужно? Правильно – саундтрек от Эннио Морриконе!
Звёздная «труппа» режиссёра – Тим Рот, Сэмюэл Джексон, Курт Рассел и другие – пополнилась Ченнингом Тейтумом. Собственно, все актёры давно зарекомендовали себя в разных амплуа, и жаловаться на их игру не приходится.
Оператором фильма выступил Роберт Ричардсон, с ним же режиссёр снимал три предыдущих фильма: «Убить Билла», «Бесславные ублюдки», «Джанго освобождённый». К привычным портретным, крупным планам лиц героев а-ля «Мужское-женское» Жан-Люка Годара прибавилось плавное, неотрывное движение камеры от персонажа к персонажу – в эпизоде с перестрелкой в рапиде смотрится особенно эффектно.
Итак, режиссёр лишний раз доказал, что качество фильма – следствие должного к нему подхода, а не кривая переменного успеха. Виват, Тарантино!
январь 2016