"Ваня"
Театр "Karlsson Haus"
Режиссёр Алексей Лелявский
Художник Александр Вахрамеев
«Ваня» кукольного театра «Karlsson Haus» в постановке Алексея Лелявского – спектакль-сказка про отважного богатыря Ваню, который ходил «воевать дракона». В программке сказано: «спектакль про настоящую русскую душу», но для меня он был про чудо и надежду на него, на хороший конец даже, если надежда несбыточна. Ведь оказывается, что победить дракона – еще не значит получить свое «долго и счастливо».
Начинается спектакль с вполне себе живого актера – Михаила Шеломенцева, лежащего на сцене спиной к залу, пока зрители рассаживаются на свои места. Именно он и будет рассказывать сказку: управлять всеми куклами в одиночку, мгновенно переключаясь между совершенно разными характерами, вставлять куски авторского теста. А иногда актер и сам включатся в действие вместо кукольного Вани, главного героя (благо и одежда у них похожа, только на кукле – ярче).
Исполняет свою роль Шеломенцев с поразительной честностью и серьезностью, словно маленький мальчик, который сам верит в то, во что играет. На ассоциацию с детской игрой наталкивают и куклы – деревянное тело, условная голова с большими ушами и длинным носом, а конь, на котором скачет Ваня – просто старинная игрушка (художник Александр Вахрамеев). Часть героев (в основном чудовища) как будто сделана из того, что было под рукой: чемодан, чайник, валик. Например, съедение братьев Вани: между двумя зелеными валиками-губами Шеломенцев протягивает руку в длинной, щековой красной перчатке. Этим «языком» он хватает кукол и протаскивает между «губами», не забывая причмокивать и облизываться.
Впрочем, для мальчика у рассказчика многовато озлобленности, мрачности. Он словно спорит с событиями сказки, как будто все время хочет сказать: «Что ж ты, дурак, делаешь?». А может быть, он – пилот, чей самолет потерпел крушение? Недаром он одет в серый комбинезон и летный шлем, а почти всю сцену (небольшую и довольно узкую) заполняет нечто длинное, черное, отдаленно напоминающее крыло старинного самолета-кукурузника: две панели одна над другой, сужающиеся к левому концу.
Внутри этого крыла и происходит все действие: справа стоит чемодан – брюхо дракона, слева висит домик деда и бабы (приемных родителей Вани). Вообще очень многое в спектакле висит или ездит по натянутой веревке: аист с Ваней-младенцем «летит» по ней, к ней же подвешивается лодка, когда Ваня рыбачит. Мотив полета то и дело проскальзывает, тем более, что в финале герои улетают домой. А вот рассказчик так и остается сидеть, одинокий и несчастный. Этакий «Маленький принц» Сент-Экзюпери, только с грустным концом.
Впрочем, и начало у спектакля не радостное: зрители расселись, и актер постепенно «просыпается» – холодно, есть нечего. Мрачным взглядом обводит зал, играет на плоской деревянной «балалайке». Тоскливо, пусто, никакой надежды. Тогда он и начинает свой рассказ. Сказка про дракона, который больше всего на свете любил есть. Особенно людей: «Ам! И всё!». И съел, в конце концов, дракон почти всех людей. «Воевать дракона» отправляется отважный богатырь Ваня. Идет он лесами (кукла пару раз проезжает по ленте, напоминающей беговую дорожку, а несколько воткнутых в нее палочек изображают лес), морями (все то же самое, только кукла не стоит, а лежит и перебирает руками – плывет) и горами (доску поставили под углом, кукла отважно «ползет»). Наконец, доходит до огромной горы: гору изображает поставленный набок зеленый чемодан. Но гора-чемодан оказывается не чемоданом, а драконом (вернее туловищем, а головой – сам Шеломенцев). Дракон, недолго думая, Ваню и проглатывает.
Впрочем, оказывается, что в брюхе дракона не так уж плохо, «настоящий Париж». Внутри чемодана, обитого красным – колесо обозрения, целующиеся парочки, силуэт Эйфелевой башни, огоньки. Более того, там томится прекрасная девица, которая, разумеется, влюбляется в отважного богатыря. Но ни в чемодане, ни в драконьем брюхе («крыло», в котором происходит действие, становится телом дракона) Ваня сидеть не готов: с найденными братьями и невестой богатырь ищет путь наружу.
Через рот не проедешь – заметят, с другой стороны тоже не получится. В конце концов, Ваня пробивает «потолок», причем делает это не кукла, а сам актер. Куклы в первый раз оказываются на «крыле».
После того, как все выбрались, уставший Ваня засыпает богатырским сном. Братья, как это и принято в русских народных сказках, не упускают такую возможность и сбрасывают его назад в драконье брюхо, за что тут же оказываются съедены волками (волки плоские, с красными, горящими глазами, с легкостью пролетают через всю сцену). «И правильно», – добавляет Шеломенцев-рассказчик, явно обидевшись на предательство. А девица превращается в птицу (с куклы снимают платье и оказывается, что под ним вполне птичье туловище и ноги) и улетает.
Но все кончается хорошо. Просыпается Ваня, видит птицу, причитающую человеческим голосом, кричит: «Протяни мне крылышко, скинь мне перышко!» И действительно – сверху к нему падает, медленно кружась, красиво белое перо. После чего Ваня со своей невестой улетают домой.
Финал спектакля, несмотря на хэппи-энд, не оставляет веры в правдивость чудесного спасения. То ли погиб Ваня, а рассказчик не принимает такой конец и придумывает другой, то ли понимает, что, в отличие от Вани, ему-то никуда не улететь. А может, он и есть Ваня, сброшенный в драконье брюхо? Тогда выходит, что вся история о том, как он попал сюда, а финал – мечта, которая, увы, остается мечтой. Но кем бы ни был герой Шеломенцева, сам актер, виртуозно управляясь с куклами, рассказал чудесную, захватывающую и пронзительную сказку, от которой невозможно оторваться.
март 2016