Молодёжный форум "Театр на срезе времени"

Все мы сейчас переживаем кризис. То есть вообще все.
Если ты театровед, то наверняка всё время думаешь: зачем я занимаюсь театроведением? А если ты не театровед – зачем я НЕ занимаюсь театроведением? 
И действительно. 
**ли.
Для этого мы и придумали форум. Студенческий. Чтобы понять: зачем. И понять это вместе.

С таким боевым настроением и прошел в недавнем прошлом форум «Театр на срезе времени», устроенный магистрантами театроведческого факультета РГИСИ и магистранткой кафедры философии, истории и гуманитарных наук АРБ им. А. Я. Вагановой. «Во всем виноваты Алена Короткова, Аня Сологуб, Дина Тарасова, Ксюша Ярош». Репортаж собрался по кусочкам из рассказов и отзывов участников – студентов АРБ, РГИСИ и ГИТИСа.
Форум проходил с 17 по 19 марта в двух совершенно непохожих по энергетике пространствах: РГИСИ и АРБ им. А. Я. Вагановой. Первый и второй день были посвящены докладам студентов на разные темы, для удобства распределенным по двум параллельным секциям: история и современность. Третий день был отдан практикам, и прошел за просмотром и обсуждением студенческих работ хореографов, спектаклей «ВЯТЛАГ» Бориса Павловича и «Вий» Александра Серенко (мастерская А. А. Праудина). Также участники конференции смогли послушать лекцию киноведа и критика Алексея Гусева о взаимоотношениях театра и кино.

Первый день форума начался с интересной экскурсии по Академии русского балета имени А.Я. Вагановой вместе с научным сотрудником музея Еленой Робертовной Адаменко. В музее участникам рассказали про этапы становления русского балета (от первого педагога школы Жана Батиста Ланде до тех, кто преподают в Академии сегодня), про знаменитых выпускников Анну Павлову, Вацлава Нижинского, Михаила Барышникова. После участники отправились путешествовать по зданию самой Академии, необъятному, со множеством переходов, лестниц, танцевальных и музыкальных классов. Во время экскурсии даже удалось одним глазком посмотреть на занятия юных балерин.
После такого путешествия в прекрасный мир танца наконец-то захотелось выпрямить вечно согнутую театроведческую спину…

В докладах секции современного театра в первый день в основном поднимались вопросы о методологии изучения театрального искусства сегодня. О том, как существовать исследователю и критику в пору размывания границ между видами искусств. Эти вопросы тянули за собой интересные и необходимые дискуссии о перформативности, медиа технологиях и различных подходах к изучению театра. На дискуссии, как это всегда случается, не хватало времени, и поэтому они плавно перетекали из пространства конференц-зала за круглые столики на кофе-брейках.

фото
Фото Д. Тарасовой
фото
Фото В. Савченко
Фото Д. Тарасовой
Фото Д. Тарасовой

Историческая секция расположилась все в том же музее Академии. Так, в первой половине дня, среди легких балетных платьев и пуант великих балерин, студенты и некоторые «взрослые» говорили о проблемах скорее балетных, чем театральных. Ведущая секции Элла Васильевна Махрова и балетовед Ольга Ивановна Розанова не уставали добавлять остроты положению студентов-докладчиков, задавая им вопросы из области теории балета, что, к гордости выступающих, никак не влияло на их уверенность в себе и своих темах. Как бы в продолжение размышлений об истории танцевального искусства была устроена встреча с хореографами Татьяной Гордеевой и Ниной Гастевой. Любопытно, что хореографы разных поколений российского современного танца выбрали такой формат встречи – большую часть времени спрашивали о танцевальном пути друг у друга.
Во второй половине дня вопросы, связанные с балетом, отошли на второй план. В пространство музея ворвалось кино: акцент был сделан на современных отношениях кинематографа и театра, как бы подготавливая почву для будущего разговора с Алексеем Гусевым.

На следующий день настала очередь РГИСИ проводить экскурсию по своим просторам:

Мы под водительством Алексея Платунова приступаем к краткому обзору — меж двух зданий, меж двух улиц, меж нескольких веков. Плавно перетекаем в бывшее Тенишевское училище, смотрим на Учебный театр. Мелькают имена Мандельштама, Набокова... Сворачиваем и идем в бывшую оранжерею (теперь зеленые там только стальные перекрытия) — здесь инженер стал человеком искусства; нас встречает тишиной (и мягким голосом Платунова) внешне небрежный факультет кукол, где тайны оживших марионеток спрятались в узких переулках кабинетов; оттуда вниз, вниз; через улицу — через целый век. Лабиринты мастерских, шквал известных имен и молчаливые двери внутрь каждой — побываем только в одной. Алексей зацепит каждую загогулину: покажет в дверную щелочку зал в стиле рококо — там кто-то учится пластике, будь аккуратен; расскажет о фальконье, но отломать кусочек на память не разрешит. Старое здание играет всеми красками (свежей поверх старой, и наоборот): вот здесь архив Российской Империи за неприметной дверью, вот лестница Плача в изысканном стиле, а вот уже и... конец. Пора назад, через улицу, через век, к современности, срезу времени (со-времени).

Второй день форума, проходивший уже в РГИСИ, отличался от первого домашней атмосферой и свободой. Тайминг (10 минут на доклад) уже перестал казаться таким грозным, докладчики были больше расслаблены, обсуждения длились дольше, и программа закончилась ближе к ночи.
Секцию современного театра строго, но доброжелательно вел театральный теоретик, доктор искусствоведения Юрий Михайлович Барбой, а затем его сменил преподаватель Школы русской драмы им. И. О. Горбачева и выпускник РГИСИ Евгений Авраменко. На секции много говорили о конкретных спектаклях и режиссерах. Так, Ксения Ярош рассказала о «мясорубке времени» на примере спектакля «Молодая гвардия» Максима Диденко и Дмитрия Егорова, Анна Павленко погрузила слушателей в многолетние «процессуальные» эксперименты Бориса Юхананова, Яна Постовалова сравнила три режиссерские системы – Льва Эренбурга, Андрия Жолдака и Юрия Бутусова – в спектаклях по чеховским «Трем сестрам», а Александра Краско поведала об эстетической программе Хайнера Гёббельса. Актер театра ЦЕХъ Виктор Бугаков, завершая день, рефлексировал по поводу разницы между актерской профессией в реальной жизни и в идеальной, такой, какой она представляется во время студенчества.

фото
Фото А. Коротковой
фото
Фото Д. Тарасовой

Приглашенным гостем в этот день был Александр Новиков, артист театра им. Ленсовета. Беседу с ним вела критик, преподаватель и декан театроведческого факультета Евгения Эдуардовна Тропп. Александр Новиков рассказывал о разных периодах истории своего театра, с почти что театроведческой манерой рассуждал о жизни спектакля и о существовании актера в нем.

фото
Фото Д. Тарасовой

Историческая секция была как кругосветное путешествие – доклады о русском, норвежском, испанском, японском, кыргызском, английском, ирландском и польском театре. Историк театра, критик, а также проректор РГИСИ Николай Викторович Песочинский, ведущий секции, сколь ироничный, столь приветливый, едва поспевал делать отбивки в этой разноголосице – увлекательность тем и увлеченность выступающих делали свое дело. Выпускница Академии Балета Анастасия Савина рассказывала о том, как обучалась технике танца буто в Японии, а студент-режиссер РГИСИ Уланмырза Карыпбаев попытался привлечь внимание к истории кыргызского театра 1920-х годов, показав редкие кадры кинохроники.

Настоящая кульминация встречи практиков и теоретиков на Форуме нагрянула нечаянно… Как любовь. Николай Викторович предложил студенту режиссерской мастерской В. М. Фильштинского Петру Чижову, пришедшему на форум в качестве слушателя, зачитать доклад отсутствующей Анны Соколовой о Ф. Гарсиа Лорке после перерыва. Началось второе отделение. Прозвучали доклады о Борисе Понизовском, о русском футуризме, немецком экспрессионизме, о Крэге и Йейтсе, – как говорится, уж полночь близится, а Петра, таинственно исчезнувшего с текстом, все нет. Появляется. Долго молчит, затем просит погасить свет в аудитории. Было слышно, как все затаили дыхание в предвкушении. В тот момент форум из научно-практического превратился в практическо-научное, с позволения сказать, действо. Чижов с гигантскими паузами произносил реплики сюрреалистической пьесы Лорки «Публика». Казалось бы, ничего особенного, если бы до того не прозвучал манифест воображаемого театра, сочинения самого Чижова. Думается, целью акции было сделать слушателей форума зрителями, заставить их вообразить и посмотреть спектакль в своей голове. И публика действительно отреагировала, правда, по-разному: от восторга до раздражения. Послышались реплики: «А доклад ты зачитаешь?» Удивительно, насколько все это было созвучно самой пьесе – зрители подключились к сценическому действию, публика подала голос!  

Фото Д. Тарасовой
Фото Д. Тарасовой

Завершили секцию три доклада о польском театре: студентка РГИСИ Инна Ковалёнок рассказывала о социально-политических хитросплетениях при становлении театра в Польше, магистрантка Людмила Ворончихина воскрешала поэзию режиссерского языка Леона Шиллера в спектакле «Дзяды», а аспирант ГИТИСА Матеуш Масловски обозначил социальный срез времени в варшавских постановках пьес Н. Евреинова.

Третий день форума начался тем, что редко удается увидеть обычным людям, – студенческими показами начинающих хореографов. Свои работы представили студенты АРБ им. А.Я. Вагановой, СПбГК им. Н.А. Римского-Корсакова и РГПУ им. А.И. Герцена. Тематика танцевальных этюдов была самая разная. Например, для хореографа Дарьи Ярошко заданием было «оживить картину» Эдгара Дега «В кафе (любительница абсента)», и она воплотила ее в гротесковом этюде «Женщины перед кафе, вечер» на музыку Эрика Сати «Эксцентричная красотка», где каждая исполнительница представляла собой тот или иной женский порок.
Были представлены интерпретации литературных («Кукольный дом» Юлии Бачевой) и мифологических («Сизиф и камень» Евы Чекасиной) сюжетов, размышления о классическом балете («Реквием по Сильфиде» Юлии Ермаковой, «Месть Карабос» Нины Ульяновой), затронуты вопросы красоты пластики человеческого тела («Механика пластики» Начына Дугер), показаны хореографические зарисовки («С пол-оборота» Евгении Балашовой).  На кратком обсуждении после просмотра молодые хореографы имели возможность рассказать о своих идеях, воплощенных в миниатюрах, ответить на вопросы зрителей, получить обратную связь и понять, насколько удалось передать замысел.
Затем в мастерской В. М. Фильштинского, легендарной 51-й аудитории, Борис Павлович и Ольга Павлович сыграли спектакль «Вятлаг» по дневниковым записям сосланного в ГУЛАГ латышского крестьянина Артура Страдиньша. Павлович посвятил спектакль своему ученику Леониду Ковязину, бывшему заключенному по «Болотному делу», и другим «узникам Болотной». Здесь нет ни декораций, ни театральных костюмов. На сцене – стол и стоящая на нем шкатулка для курительных принадлежностей, из которой достаются записки. Отказ от сложных мизансцен и любых интерпретаций текста для режиссера принципиальны. Латышские песни в исполнении Ольги Павлович – единственное музыкально-художественное сопровождение док-спектакля. Зритель должен был остаться с дневником один на один. Найденная почти мажорная интонация чтения об ужасах, ставших обыденными, дала исполнителю нужную степень отстранения. Попытка сознания справиться с кошмаром лагерного режима через запись событий на папиросной бумаге вызвала у зрителей вопросы, ответы на которые они смогли получить на обсуждении спектакля.

Фото из архива Театра.doc
Фото из архива Театра.doc

Официальная часть завершилась чаепитием в столовой РГИСИ и вручением дипломов за участие в форуме. Играла легкая музыка, радостные и довольные участники общались друг с другом. К слову, особенно приятным было то, что организаторы форума собственноручно испекли для всех вкуснейшие пироги к завершающему чаю. А после чая всех желающих пригласили на студенческий спектакль Александра Серенко «Вий».

В маленьком черном пространстве мастерской Анатолия Праудина, практически на чердаке РГИСИ, под музыку Pink Floyd студенты режиссерского курса показывали историю об убийстве, совершенном в пьяном бреду Хомой Брутом (Александр Серенко) соблазнительной панночки (Софья Капилевич). Цельное, ёмкое, короткое высказывание Серенко – скорее развернутый этюд, нежели спектакль. Хома, совсем еще подросток, кричащий в начале знаменитое «Hey, teachers! Leave them kids alone!», после случайного убийства вопиет: «Бо-о-о-о-г!». Нечисть отступает, ожившие иконы в храме перестают сдувать страницы со священными текстами и протягивать водку: «Холодно же, Хома! Бог простит!». В мрачные, наркотические рок-н-рольные образы режиссер вплетает простой и понятный юмор. В дышащей, взволнованной атмосфере, для прижатых друг к другу сидящих и стоящих зрителей, спектакль прозвучал, может быть, даже сильнее, нежели бы в пространстве большой сцены Учебного театра, где отныне и будет играться…

Фото из архива Учебного театра
Фото из архива Учебного театра
Фото
Фото В. Савченко

Форум «Театр на срезе времени» – большое студенческое начинание, которое потребовало и от участников, и от организаторов, и от простых слушателей много энергии и энтузиазма. Впервые за долгое время два знаменитых и не таких уж далеких друг от друга вуза объединились, чтобы устроить встречу молодых исследователей сценических искусств. Эта встреча, безусловно, удалась, и для многих студентов стала не только возможностью попробовать себя в роли выступающего, поделиться своими мыслями о театре, но и вдохновила на новые идеи и совместные проекты.

 

Текст подготовили: магистрантка 1 курса театроведческого факультета РГИСИ Полина Коршунова, магистрантка 1 курса АРБ им. А. Я. Вагановой Алсу Нигматуллина, студентка 3-го курса театроведческого факультета ГИТИС Александра Краско, Александр Худяков.

апрель 2016

Авторы: