«Как донские казаки…»

"Тихий Дон". М. Шолохов
Театр "Мастерская"
Режиссёр Григорий Козлов
Художник Михаил Бархин

Хронометраж постановки Григория Козлова «Тихий Дон» в театре «Мастерская» заставляет одних восхищаться, а других – отказываться от покупки билетов на спектакль, соизмеримый с их рабочим днем. Композиционно спектакль состоит из четырех частей. Первые две, «Истоки» и «Берега», – это почти аутентичная жизнь хутора Татарского, последние, «Пучина» и «Исход», – уничтожение идиллии, ее распад. Эти четыре части создают единое целое, рассказывая историю небольшого хутора, чья жизнь становится отражением всего российского казачества.

Image removed.
Фото А. Папенина

«Тихий Дон» – реалистическое произведение, реалистична и сценография Михаила Бархина. Жерди, лавки, окошечки, занавесочки, телеги и солома – в предметах быта нет условностей и высоких символов. «Тихий Дон» о настоящей жизни, где если и есть место патетике, то в круговороте событий люди не успевают обращать на нее внимание. Один только Дон «не умещается» под сводами «Мастерской». Однако он чувствуется в полную свою мощь – брызги с авансцены, заполненной водой, и проекция речной ряби оживляют эту вольнолюбивую реку, превращая ее из театрально-условной в настоящий поток, в котором и белье регулярно стирают, и купаются, и с жизнью кончают… Вода быстротечна, она первооснова всего существующего, и она же причина гибели живого. Название как романа, так и спектакля говорит о том, что Дон – одно из действующих лиц, персонаж, которому доверяют самое потаенное и сокровенное. На берегу (на мостках) впервые будет упомянута семья Мелеховых, когда казачки начнут обмениваться домыслами о «брюхатой турчанке»; там же неожиданно появится Гришка и покорит Аксинью своей наглостью; оттуда шагнет Дарья в воду, желая покончить с собой. Все это сохранит река и молчаливый зритель, которому уготована участь смотреть на сцену именно со стороны Дона, будто став с ним единым целым.

Image removed.
Фото А. Папенина

Просторно течет жизнь в казачьем хуторе. Ярко, красочно. Спектакль полностью соответствует своему жанровому определению – «житие хутора Татарского». Песни, гуляния, ссоры, влюбленности и страсть. «Казачья песня звенит, плачет, влюбляет, веселит, манит за собой и улетает на свободу, чтобы жить. Жить в согласии с сердцем и душой. Жить с любовью к своей Родине и своей Семье», – так определяет народное творчество ансамбль казачьей песни «Сакма». Ассоциации с этим коллективом появляются неслучайно. Ощущения, некогда испытанные на их концерте, вернулись с еще большей силой на спектакле в «Мастерской».
Казалось, «Тихий Дон» не сможет из-за плотности сюжетного повествования отвести время на демонстрацию народной жизни. Но у создателей спектакля получилось, и проникновенное исполнение фольклорной музыки стало одним из самых ярких его составляющих. Как в начале песнь становится иллюстрацией человеческой радости, так и в конце она отражает скорбь и боль героев. Пройдя через войну и революцию, каждый персонаж преображается, радость и юмор остаются только короткими вспышками в череде ссор и смертей. Постепенно жизни на хуторе Татарском становится все меньше, а смерти все больше.

Image removed.
Фото Д. Пичугиной

Конечно, эмоциональное восприятие во многом основывается на личностях героев, за жизнью которых наблюдает зритель. Пантелей Прокофьич и Василиса Ильинишна в исполнении молодых актеров Дмитрия Белякина и Ольги Афанасьевой получились вполне архетипичными героями. Отец представляет собой авторитет, силу и мощь, в которую сначала трудно поверить, видя прихрамывающего Пантелея Прокофьича на сцене. Мать, как и полагается, преисполнена желания дать утешение. Настрадавшись в юности, она стремится заботиться и оберегать своих детей и невесток. Удачно выбраны на роли Григория и Аксиньи Антон Момот и Есения Раевская, но… почему-то ярче вырисовываются образы Дарьи (Мария Русских), Дуняши (Наталья Шулина) и Натальи (Вера Латышева). Им хочется верить и сопереживать. Их хочется любить и прощать. Монолог с признанием в страшном заболевании, сифилисе, оказывается одним из самых сильных в спектакле из-за того надрыва, что вкладывает в слова своей героини Мария Русских. Дарья в ее исполнении – не глупая гулящая женщина, а жертва отчаянья, которая в своей жизни пыталась найти любовь, почувствовать ее, но так и не смогла. «Страшнее этого суда, какой я над собой сделаю, не придумаешь», – говорит о своей трагедии Дарья в романе Шолохова, однако читатель не в силах выразить сочувствие ее горю, потому что лейтмотив «насилие-страдание-смерть» уже не исчезает со страниц «Тихого Дона». В театре все иначе, и в этом его сила. У «Мастерской» получается заострить внимание на частной проблеме, заметить ее среди сотни других. На мой взгляд, эта деталь говорит об очень тонком понимании режиссером каждого персонажа «Тихого Дона» и о его умении расставить акценты так, чтобы личная история не затерялась на фоне основной сюжетной линии.
Премьера спектакля «Тихий Дон» вышла к 108-й годовщине со дня рождения М.А. Шолохова (18 мая 2013), однако и спустя три года «Мастерская» продолжает поражать и привлекать зрителя. Правдивое и глубокое существование, как и прежде, заставляет людей идти в театр и единой волной оваций подниматься в конце спектакля, с волнением в голосе шепча: «Браво!».

апрель 2015