Точка на карте

"Белый. Петербург". По мотивам романа Андрея Белого "Петербург".
Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии
Режиссёр Геннадий Тростянецкий
Художник Олег Головко
Композитор Георгий Фиртич

И повторится все, как встарь...
А. Блок.

Последние несколько лет Санкт-Петербургский Театр Музыкальной Комедии не боится идти на риск, уходить от штампов и ставить что-то принципиально новое. Мюзиклы «Бал вампиров», «Чаплин», «Джекил и Хайд», музыкальная комедия «Голливудская дива» влились в свое время в репертуар театра и нашли своего зрителя. Задумка воплотить символистский роман Андрея Белого «Петербург» с помощью музыкально-театрального языка – задача из разряда фантастики. Театр обратил внимание на то, что в 2015 году – 110-я годовщина первой русской революции, и премьера спектакля «Белый. Петербург» состоялась 10 сентября 2015 года.
Роман «Петербург» с его философской подоплекой труден для постановки на сцене. В 1924 году Белый написал по своему роману драму «Петербург», по которой через год вышел спектакль на сцене Второго Московского Художественного театра и не был принят зрителем. В начале 90-х режиссер Андрей Могучий поставил спектакль «Петербург» в пространстве Инженерного замка. В 2015 году роман Андрея Белого получил новую жизнь в спектакле «Белый. Петербург» благодаря режиссеру Геннадию Тростянецкому и либреттисту Константину Рубинскому. Постановщики перенесли роман на сцену не драматическим спектаклем, а музыкальным, ведь именно музыка способна разбудить в душах людей лучшие чувства.
Музыкальная мистерия «Белый. Петербург» – последний творческий проект выдающегося композитора Георгия Ивановича Фиртича. Его разноплановая музыка обогатила спектакль, сделала постановку эмоционально наполненной.

Фото из архива театра
Фото из архива театра

«Белый. Петербург» скорее можно отнести к жанру фантасмагории, абсолютно не свойственной для Санкт-Петербургского Театра Музыкальной Комедии, который известен своим консервативным подходом к постановкам. За всем гротеском, фарсом, переплетениями в спектакле реальности и фантазии скрывается глубокая идея. Что же такое Петербург? Точка на карте. Но именно в этой точке произошло и восстание декабристов 1825 года, и революция 1905-1907 годов, и революция 1917 года. Эта точка выдержала 900-дневную блокаду Ленинграда… Точка ли Петербург? И сколько еще таких точек на планете?
Спектакль начинается с пролога – «Кровавого воскресенья». Ясный день, белый снег падает на сцену. Дети беззаботно катают колесо. Создается ощущение круговорота жизни. Вот радостные нарядные рабочие с семьями идут к Зимнему Дворцу с миром и с верой, напевая веселую песню о чудесном зимнем снежном дне, повторяя слова «снег-то какой белый, день-то какой светлый». И вот песня сменяется гневным хором о бедах и страданиях народа. На это шествие с высоты Александрийского столпа взирает ангел-хранитель Петербурга. На лицах людей надежда на лучшую жизнь, на то, что царь-батюшка услышит их мольбу о защите и помощи. Что в итоге? Боль. Страдание. Горе. Трагедия. Мужчины, женщины и дети беззащитно распластаны на сцене. Тишина. Только плач ребенка о погибшей матери нарушает ее. В эту самую минуту из зала выходит основатель города – сам Петр Первый в образе Медного Всадника – и повелевает: «Разыграйте нам Петербург».
Как жить в эпоху перемен? Что осталось в том далеком 1905 году, а что до сих пор актуально? На протяжении веков человечество не меняется: люди все так же стремятся к власти, удовлетворению своих амбиций и эгоистических желаний. В спектакле оголяются пороки, побороть которые героям помогает смирение, вера и любовь. Если в первом действии эти грехи вычурно высмеиваются, то во втором они уходят в тень, так как герои преображаются внутренне, начинают обращать внимание на все то тягостное, что происходит с городом и с ними: «в Питере нужда и зима, на Земле вражда и война…», – повторяют разные пары в необыкновенном по красоте музыкальном дуэте «Не отпускай».

Фото из архива театра
Фото из архива театра

«Белый. Петербург» завуалированно раскрывает ужасы террора и его последствия. Повторяющийся и переходящий от человека к человеку монолог о ценности жизни срывает с террора всякое ему оправдание. Зритель начинает понимать, что пресловутая бомба не «в банке из-под сардин», а внутри нас. Это внутреннее восприятие устройства внешнего мира.
Заслуга режиссера, на мой взгляд, прежде всего в том, что он смог сделать плавные переходы от гротеска до пронизанных драматизмом сцен. На бале-маскараде в элегантных бальных нарядах актеры танцуют что-то близкое к рок-н-роллу (хореография Гали Абайдулова) под суетный галоп Георгия Фиртича, и такое соединение несоединимого смотрится органично. Но зритель понимает, что это «пир во время чумы», ведь Петербург погружен в мрачные годы революции, со всеми бедами и страданиями народа.
Константин Рубинский оставил в либретто «Белый. Петербург» лишь фабулу романа Белого: избалованный сын сенатора Николенька (Владимир Садков) от скуки решает «поиграть» в революцию. Он лихо разъезжает на роликах по Петербургу в костюме красного домино, соглашается взять у революционера Дудкина бомбу для хранения, так как когда-то давно легкомысленно пообещал «Партии» помощь. В развязках романа Константин Рубинский поставил многоточие, создающее ощущение не пустоты, а легкой недосказанности, призыв порассуждать. Во время спектакля использовались поэтические цитаты Белого, Блока, Бродского, Державина, Сологуба и других. Пожалуй, удачнее всего для спектакля о революции подходит поэзия Блока. Цитаты из поэмы «Двенадцать», произносимые артистами ансамбля из зала, передают атмосферу тревожного смутного времени. Романс «Незнакомка» на стихи Блока, проникновенно исполненный в трактире певицей, отражает тяжелое эмоциональное состояние народа, надеящегося на лучшее будущее.

Фото из архива театра
Фото из архива театра

Сценография Олега Головко интересна и удачно передает стиль старого Петербурга. На сцене семь белых колонн, которые постоянно передвигаются, по-разному ограничивая сценическое пространство. Зрителю предлагается изучить каждый уголок города от парадного до подвального: заглянуть в Сенат, где заседает Аполлон Аполлонович Аблеухов (Виктор Кривонос), мысленно пробежаться по крышам домов вместе с революционером Дудкиным (Игорь Шумаев), побывать на маскараде светского общества. Колонны полые внутри. За белой «парадной» стороной скрывается грязная лестница и кирпичная стена – это мрачный и сырой Петербург Гоголя, Достоевского, Блока; Петербург колодцев, замкнутых пространств.
Зритель оказывается дезориентирован в пространстве, времени и образах. Перед Аполлоном Аполлоновичем появляется Пушкин на роликах, жалобно исполняющий плач юродивого из оперы Мусоргского «Борис Годунов». Потом перед ним предстает сам Гоголь, как положено, на птице-тройке и, хохоча, забирает свою шинель. Необычно увидеть на балу Николая II с императрицей, трогательно исполняющих нежный романс на слова Блока «Девушка пела в церковном хоре». Вся эта хаотичная кутерьма на фоне трагичных событий 1905 года не поддается осмыслению, но наше подсознание принимает все происходящее, так как все эти образы ассоциируются с прошлым Петербурга.
В образах героев мистерии «Белый. Петербург» порой прослеживаются параллели с литературными героями русской классики. Присматриваешься к сенатору Аблеухову и, в минуту крушения его мечты, видишь Акакия Акакиевича Башмачкина из гоголевской «Шинели». Аполлон Аполлонович с глубокой болью произносит известную фразу «маленького человека»: «Зачем вы меня обижаете?» Дальше действие снова отсылает к Гоголю: сенатору вместо шубы подают шинель. Еще один герой русской классики: революционно настроенный Родион Раскольников является зрителю в образе революционера Александра Ивановича Дудкина.
Вокальное мастерство артистов Театра Музыкальной Комедии всегда на высшем уровне, а вот их актерские способности открылись в этой постановке с новой силой. Артисты, играющие в спектаклях легкого жанра, видимо, соскучились по серьезным проектам, и поэтому в полной мере проявили свое драматическое мастерство. Но дань оперетте все же была отдана – супруги Лихутины и Николенька Аблеухов в одной из сцен исполняют кусочек трио «О, Боже мой» из оперетты Иоганна Штрауса «Летучая мышь».

Фото из архива театра
Фото из архива театра

Спектакль «Белый. Петербург» завершается сильной сценой: на  колоннах, сдвинутых в единый экран, проецируются самые страшные события истории человечества. Пространство Петербурга расширяется до мирового, а кадры хроники демонстрируют страдания народа и кровавые потери вплоть до наших дней. Финал – дату «2015» на экране сменяет «2016». Жизнь продолжается, и Петербург живет.
Колесо крутится, все повторяется вновь и вновь... Спектакль четко не отвечает на вопрос, как жить в эпоху перемен, а лишь наводит зрителей на размышления. Думаю, каждый сделает свой вывод. На мой взгляд, когда есть любовь и поддержка со стороны близких, человек может выдержать все испытания, выпавшие на его век.

апрель 2016