Путешествие на планету детства

«Колино сочинение». По мотивам книги Сергея Голышева «Мой сын – даун».
Продюсерский центр ContArt при поддержке театра «Кукольный формат»

Режиссёр Яна Тумина
Художник Кира Камалидинова

Спектакль Яны Туминой «Колино сочинение» замечателен, с одной стороны, уже самим фактом своего появления, поскольку привлекает внимание к важной социальной проблеме – воспитанию ребенка с синдромом Дауна. С другой стороны – тем, что это высказывание художественное, лишенное каких-либо наставлений, укоров общественности или попыток спекулировать на чувствах. И второе, пожалуй, важнее.
Чуть больше десяти лет назад в рамках всемирного проекта ЮНИСЕФ и ООН вышел итало-французский фильм «Невидимые дети», в котором восемь режиссеров сняли по короткой истории. В нем больше речь шла о детях, чьи испытания связаны с неблагополучными условиями жизни: нищета, насилие, криминал. Но именно попытка приглядеться к жизни маленького «невидимого» существа, проблемы которого общество не желает замечать, роднит подобные проекты (да и знаменитый уже фильм Любови  Аркус «Антон тут рядом» своим названием тоже словно кричит «обратите внимание!»)  В «Колином сочинении» нас не призывают к состраданию или, хуже, – к жалости, а напротив, предлагают прикоснуться к удивительному миру ребенка. К миру удивительного ребенка.

Фото А. Иванова
Фото А. Иванова

Взятый за основу документальный материал (стихи мальчика Коли из книги его отца Сергея Голышева «Мой сын – даун»), представлен как красивая сказка. Отношение к герою как к уникальному чуду природы выходит на первый план – никакой сентиментальности, только восторг от того, насколько богато его воображение, а рассуждения искренни и светлы.

Фото А. Иванова
Фото А. Иванова

Сценический текст выстраивается в основном вокруг Колиных придумок и грез  – динамичной видео-анимацей вырисовывается звездное небо, таинственный северный лес, электричка, мчащаяся на планету к девочке Варе... Родителей играют артисты Анна Сомкина и Александр Балсанов, а роль мальчика отдана кукле. Это очаровательное создание стараниями актеров так живо реагирует на происходящее, что будто бы существует совершенно самостоятельно. И, конечно, кукла органичнее вписывается в сказочную вселенную, так сильно напоминающую миры Экзюпери. История Маленького принца и правда как будто продолжает волновать режиссера (в этом сезоне уже поставлены спектакли «Маленький принц» в театре «У Нарвских ворот» и «Корабль Экзюпери» в «Особняке»). Коля путешествует меж планетами, летает на Луну вместе с Варей, а вместо Лиса его то и дело нежно чмокают в макушку северный олень (штоковая марионетка) или улитка (свернутый рулон цветной бумаги). Кстати, неспроста именно олень приходит к мальчику во снах – территория фантазий Коли явно пролегает где-то в степях восточно-сибирских народов, где звучит бурятское горловое пение и шаманские ритмы варгана. «Почему у вашего Коли такой разрез глаз? – Мы потомки Чингисхана», – шутливо и гордо говорит отец мальчика.

Фото А. Иванова
Фото А. Иванова

Девочки Вари, которой адресованы Колины стихи, искренние слова о любви и дружбе, как оказалось, не существует в реальности (папа заинтересовался рассказами сына и пришел в детский сад узнать про нее). Но зато она существует в фантазии Коли и прилетает со своей планеты в виде такой же обаятельной куклы, чтобы усесться рядом с другом и разделить пирожки и арбузный сок.
Режиссер делает важный акцент на линии родителей. Анна Сомкина и Александр Балсанов, помимо того, что «отвечают» за все сложнейшие манипуляции с куклами и предметами в спектакле, еще и играют определенные роли – двух абсолютно счастливых людей. Этот ребенок для них – подарок судьбы и возможность познакомиться с совершенно иными, загадочными мирами, куда они с охотой погружаются: играют с мальчиком в его игры и с большим вниманием слушают истории. Но и здесь без излишних иллюзий: как нормальные родители они могут и потрепать за ухо в наказание за пережитое волнение, когда мальчик вдруг теряется на прогулке.

Фото А. Иванова
Фото А. Иванова

Маленький фрагмент социальной действительности с ее зашоренностью и ложными представлениями об особых детях все же вторгается в спектакль, но происходит это без резкого осуждения, скорее в форме веселых упражнений-игр. За сценой фонограммой звучит выдержка из медицинской статьи, где врачи бросают вызов: «Будьте готовы, что ваш ребенок не сможет самостоятельно надеть башмаки или заварить чайный пакетик», а на сцене демонстрируется обратное. Долго и напряженно Коля трудится над кружкой с кипятком, и, наконец, опускает в нее чайный пакетик. Не менее сосредоточенно малыш пыхтит над парой крохотных башмаков, которые после некоторых усилий все же оказываются у него на ногах. Эти маленькие Колины победы знаменуются радостными танцами куклы.
Начало и конец спектакля зарифмовываются звучащими детским голосом словами: «Кто я был? Кто я теперь, и кем я буду? Я существую. Скажи, что это значит». В них слышна попытка осознать и собственное нахождение на этой земле, и предназначение, которое герой видит, конечно, в поиске любви. На языке любви общаются с окружающим миром особые дети. А вот на этом утверждении уже рушатся всяческие разделения на обычных-особых-больших-маленьких. Тот самый фильм, про «невидимых детей», к слову, заканчивался именно фразой Экзюпери: «Все взрослые когда-то были детьми. Многие из них уже это позабыли». Спектакль «Колино сочинение» не просто напоминает об этой простой вещи, но и показывает, как многому мы можем научиться у тех, чье детство не похоже на детство многих других детей.

май 2016

Авторы: