«Мера тел»
Театр «Провинциальные танцы»(Екатеринбург) совместно с Русским Инженерным театром «АХЕ»(Санкт-Петербург)
Режиссеры и художники Максим Исаев и Павел Семченко, хореограф Татьяна Баганова
«Провинциалы» вновь сделали своим зрителям роскошный подарок. В Екатеринбурге состоялась премьера спектакля «Мера тел», и ощущение совершившего чуда еще долго не покидает, даже наоборот, нарастает. Что мы видели: танцевальный перфоманс, театр художника, инженерный, в конце концов, театр или драматический спектакль? Вопрос висит в воздухе. Все это вместе, и еще что-то большее, не поддающееся каким-либо вербальным обозначениям, делает спектакль таким, каким он получился. Все элементы, из которых он складывается – хореографическое и драматическое мастерство артистов, декорации, музыка, режиссерская задумка, - находятся на таком уровне, что не дают ни на секунду отвлечься от происходящего на сцене.
Спектакль «Мера тел» - результат совместной работы санкт-петербургского Инженерного театра «АХЕ» и екатеринбургского театра современной хореографии «Провинциальные танцы». Постановщики – Максим Исаев и Павел Семченко. Сами авторы обозначают этот проект как «вольную реконструкцию научного озарения» великого русского ученого-химика Дмитрия Ивановича Менделеева. Любопытно, что роль Менделеева режиссеры доверили заместителю директора театра «Провинциальные танцы» Владиславу Бобровичу. Именно с нее и начинается спектакль – заходя в зал, зрители видят на сцене спящего ученого. Неожиданное назначение вполне оправдано. Бобровичу веришь с первой минуты, он не изображает страсти ученого, который находится в напряженном поиске и никак не может составить элементы в единую систему. Все переживания – внутри, Бобрович сдержан и мало выражает одержимость ученого внешне.
В спектакле артисты танцуют (играют?) химические реакции. Взаимоотношения различных веществ продиктованы природными законами - некоторые из них мгновенно притягиваются друг к другу, какие-то, наоборот, отталкиваются. Одним из запоминающихся моментов становится сцена реакций различных элементов с водой. Все мы со школы прекрасно знаем, что вода определяет возможность жизни на Земле, хорошо растворяет, как нас учили, «органические и неорганические вещества при высокой скорости протекания реакции». В спектакле это показано с помощью девушек (каждая исполняет роль определенной молекулы), которых поочередно окунают в воду. После этого, их уносят вглубь сцены, где молекулы перерождаются в совсем другое вещество. Довольно сложно представить, как это возможно выразить в театре, но актерам удалось рассказать эту скучную, запомнившуюся с уроков химии, историю про гидролиз (слово-то какое страшное!). При этом они не просто танцуют эту реакцию, они проживают ее драматически. И в этом есть какое-то совершенно другое отношение к науке – не как к скучной теории, а как к знанию, которое рождается из веры в некую идею. Из простого любопытства – «интересно, а как оно все устроено». Ведь это действительно интересно! Поэтому то, что мы видели – совершенно особая философия и представление о том, для чего и каким сегодня должен быть театр. Когда спектакль закончился, на выходе мне удалось подслушать разговор двух зрительниц, сожалевших о своих скудных познаниях в области химии, что помешало им по достоинству оценить «Меру тел». И правда, иногда очень хотелось понять, о каких именно процессах идет речь, не всегда это было очевидно. Но любопытство разожглось!
На самом деле, в спектакле изображаются не просто химические реакции. Авторы накладывают систему элементов на «12 архаичных славянских праздников от Осенин до Головосеков», как написано в программке. Такую связь постановщики объясняют присутствием мистики в жизни самого Менделеева – миф о привидевшейся во сне периодической таблице, знакомство с Гоголем во время работы писателя над «Вием». Эта взаимосвязь может показаться, на первый взгляд, натянутой. Но когда смотришь, как на сцене актеры, каждый из которых играет определенный химический элемент, показывают языческие праздники под музыку, специально написанную композитором Николаем Судником, то понимаешь, что в этом космическом, таинственном, странном мире «Провинциальных танцев» все возможно.
Но по большому счету, дело не языческих ритуалах, и не в химических реакциях, и даже не в смысловых переплетениях между ними, а в том, что история получилась самая простая – про людей, отношения между ними, человеческие чувства и эмоции. Она воплощена остроумно и тонко, и заслуга в этом – артистов, бесстрашно и с полной отдачей осуществивших этот безумный эксперимент.
октябрь 2014