"Мать". М. Горький
РУТИ ГИТИС, Мастерская Л. Е. Хейфеца
Режиссёр Дмитрий Акриш
Художник Ольга Богатищева
Существует две редакции «Вассы Железновой» Максима Горького: в 1910-м автор написал первый вариант пьесы с подзаголовком «Мать», и только в 1935-м кардинально переделал ее для постановки во МХАТе, выдвинув на первый план тему социального неравенства. На протяжении многих лет театры чаще обращались ко второму варианту, но в последнее время режиссеров вновь заинтересовал текст, написанный до революции. Первый вариант выбрал для постановки и студент мастерской Хейфеца, Дмитрий Акриш. В центре событий – семейный конфликт в доме Железновых. Хозяйка, Васса, живет под одной крышей с мужем, дочерью Натальей, сыновьями Семеном и Павлом, их женами и слугами. Измены, ложь, ненависть распылены в воздухе этого дома.
С ролью «хозяйки пароходства» в спектакле Акриша блестяще справляется Анастасия Мишина: одетая в черное, монументальная, трагичная, с полными достоинства жестами и размеренными движениями, она до последнего будет пытаться сохранить порядок в доме, где вся жизнь рушится на глазах. В Вассе властность граничит с жестокостью: эти качества характера особо проявляются в сценах с ее служанкой. Липа (Александрина Питиримова) передвигается на инвалидном кресле, она совершенно беззащитна физически. Васса то вынимает ее из кресла, то оставляет на полу в неудобных позах, вызнавая все тайны и секреты домочадцев.
Высоко над сценой – сетка: это место для свиданий и тайных переговоров, куда можно подняться лишь по хлипкой веревочной лестнице и куда нет доступа Вассе. Здесь же, под сенью темноты, бойкая Людмила (Анастасия Дьячук) изменяет своему мужу с его отцом, Прохором (Виктор Ворзонин). С эротической сцены наверху и начинается спектакль.
Васса держит родных детей в ежовых рукавицах. Сын Семен (Алексей Ушаков), узнав о похождениях любимой жены, умоляет мать отправить его в город, чтобы не видеть каждый день руины, оставшиеся от его семьи, и залечить отъездом душевные раны. Но Васса в ответ на мольбы сына лишь обмывает его водой в тазике, как несмышленого младенца. Из города приезжает старшая дочь Аня (Мария Милешкина) с ворохом подарков: разноцветными шапками-ушанками для мужчин дома, яркими платками – для девушек. Аня справедливо просит свою долю наследства, на что получает от матери решительный отказ. Васса не хочет ни с кем делиться, она не считает своих детей достойными такой милости. Аня с Людмилой искренне рады видеть друг друга, но радость в этом доме всегда прячется по углам: девушки пьют в чулане, пряча бутылки с водкой в старых валенках, укрываясь от глаз властной матери, вспоминая ушедшие дни, свои юношеские шалости и давнюю дружбу.
Вскоре умирает муж Вассы. Поперек сцены – красная ковровая дорожка, с двух сторон – рубашки и пиджаки покойного на вешалках. Звучат фальшивые тосты, а залу вдруг предлагают встать, «почтить память умершего». Затем начинаются дикие дискотечные танцы – кульминация действия, после которой ритм спектакля невыносимо, мучительно замедляется, а вокруг Вассы сгущаются ненависть и непонимание. Торжественно пригласив всех детей в свою комнату, Васса объявляет, что ни один из них не получит наследства. Этого никто не ожидал. После криков и истерик все расходятся, оставив Вассу в одиночестве, в полумраке. Резко и нервно она складывает в подол черного платья рассыпанные по сцене зеленые яблоки – домочадцев так легко собрать уже не получится. Все разрознены, все отвернулись от Вассы, каждый сам по себе.
Дмитрий Акриш создает на сцене мрачное, душное пространство дома Железновых, чуждое свету и радости. Даже когда в финале Васса распахивает настежь ставни, чтобы впустить воздух и свет в затхлые комнаты, где пахнет ладаном и людскими страданиями, – за окнами уже сумерки, солнце не может проникнуть в этот дом. Героиня пытается найти хоть кого-нибудь в растущей вокруг темноте: выходит в зрительный зал, бродит по рядам, поднимается до самого верха, к свету прожектора, зовет по именам своих детей. Но никто не откликается. Гаснет свет, темнота принимает Вассу в свои объятия.
июнь 2016