Трагедия порочного семейства

"Мать". М. Горький
РУТИ ГИТИС, Мастерская Л. Е. Хейфеца
Режиссёр Дмитрий Акриш
Художник Ольга Богатищева

Существует две редакции «Вассы Железновой» Максима Горького: в 1910-м автор написал первый вариант пьесы с подзаголовком «Мать», и только в 1935-м кардинально переделал ее для постановки во МХАТе, выдвинув на первый план тему социального неравенства. На протяжении многих лет театры чаще обращались ко второму варианту, но в последнее время режиссеров вновь заинтересовал текст, написанный до революции. Первый вариант выбрал для постановки и студент мастерской Хейфеца, Дмитрий Акриш. В центре событий – семейный конфликт в доме Железновых. Хозяйка, Васса, живет под одной крышей с мужем, дочерью Натальей, сыновьями Семеном и Павлом, их женами и слугами. Измены, ложь, ненависть распылены в воздухе этого дома.

Image removed.
Фото Л. Селеменева

С ролью «хозяйки пароходства» в спектакле Акриша блестяще справляется Анастасия Мишина: одетая в черное, монументальная, трагичная, с полными достоинства жестами и размеренными движениями, она до последнего будет пытаться сохранить порядок в доме, где вся жизнь рушится на глазах. В Вассе властность граничит с жестокостью: эти качества характера особо проявляются в сценах с ее служанкой. Липа (Александрина Питиримова) передвигается на инвалидном кресле, она совершенно беззащитна физически. Васса то вынимает ее из кресла, то оставляет на полу в неудобных позах, вызнавая все тайны и секреты домочадцев.
Высоко над сценой – сетка: это место для свиданий и тайных переговоров, куда можно подняться лишь по хлипкой веревочной лестнице и куда нет доступа Вассе. Здесь же, под сенью темноты, бойкая Людмила (Анастасия Дьячук) изменяет своему мужу с его отцом, Прохором (Виктор Ворзонин). С эротической сцены наверху и начинается спектакль.

Image removed.
Фото Л. Селеменева

Васса держит родных детей в ежовых рукавицах. Сын Семен (Алексей Ушаков), узнав о похождениях любимой жены, умоляет мать отправить его в город, чтобы не видеть каждый день руины, оставшиеся от его семьи, и залечить отъездом душевные раны. Но Васса в ответ на мольбы сына лишь обмывает его водой в тазике, как несмышленого младенца. Из города приезжает старшая дочь Аня (Мария Милешкина) с ворохом подарков: разноцветными шапками-ушанками для мужчин дома, яркими платками – для девушек. Аня справедливо просит свою долю наследства, на что получает от матери решительный отказ. Васса не хочет ни с кем делиться, она не считает своих детей достойными такой милости. Аня с Людмилой искренне рады видеть друг друга, но радость в этом доме всегда прячется по углам: девушки пьют в чулане, пряча бутылки с водкой в старых валенках, укрываясь от глаз властной матери, вспоминая ушедшие дни, свои юношеские шалости и давнюю дружбу.
Вскоре умирает муж Вассы. Поперек сцены – красная ковровая дорожка, с двух сторон – рубашки и пиджаки покойного на вешалках. Звучат фальшивые тосты, а залу вдруг предлагают встать, «почтить память умершего». Затем начинаются дикие дискотечные танцы – кульминация действия, после которой ритм спектакля невыносимо, мучительно замедляется, а вокруг Вассы сгущаются ненависть и непонимание. Торжественно пригласив всех детей в свою комнату, Васса объявляет, что ни один из них не получит наследства. Этого никто не ожидал. После криков и истерик все расходятся, оставив Вассу в одиночестве, в полумраке. Резко и нервно она складывает в подол черного платья рассыпанные по сцене зеленые яблоки – домочадцев так легко собрать уже не получится. Все разрознены, все отвернулись от Вассы, каждый сам по себе.

Image removed.
Фото Л. Селеменева

Дмитрий Акриш создает на сцене мрачное, душное пространство дома Железновых, чуждое свету и радости. Даже когда в финале Васса распахивает настежь ставни, чтобы впустить воздух и свет в затхлые комнаты, где пахнет ладаном и людскими страданиями, – за окнами уже сумерки, солнце не может проникнуть в этот дом. Героиня пытается найти хоть кого-нибудь в растущей вокруг темноте: выходит в зрительный зал, бродит по рядам, поднимается до самого верха, к свету прожектора, зовет по именам своих детей. Но никто не откликается. Гаснет свет, темнота принимает Вассу в свои объятия.

июнь 2016