«Нафиг никому не нужен»

Весной 2016 года было официально объявлено о порядке набора студентов в Российский государственный институт сценических искусств. Количество бюджетных мест заметно разнится с цифрами прошлого года. Если в 2015-м актерский факультет мог размахнуться на 20 и более человек, то в нынешнем году пришлось довольствоваться лишь 11–13 бюджетными местами. Кроме того, что более всего удивительно, по некоторым специальностям и вовсе не проводился набор. Речь идет о заочном отделении факультета театра кукол. 

Историческая справка

Первый заочный курс кукольников набирал М.М. Королев в 1981 году с целью повысить профессиональный уровень актеров периферийных театров. С тех пор было выпущено 17 курсов, более 400 студентов. На протяжении 35 лет заочная форма имела колоссальную востребованность, а конкурс был ничуть не меньше, чем на очном отделении. Таким образом, налаживалась система обучения без отрыва от работы. Подобный «экспресс-курс» позволил тренировать, разрабатывать и совершенствовать полученные навыки в театрах.

Проблема

Сокращение бюджетных мест – тенденция не новая, а планомерно вводимая в течение нескольких лет согласно оценке «эффективности работы творческих вузов». Политика Министерства культуры РФ (а именно к нему относится большинство театральных вузов) определилась благодаря критерию так называемой «востребованности». На заседании ассоциации учебных заведений искусства и культуры министр Мединский заявил, что в 2016 году произойдет закрытие приема абитуриентов на непрофильные специальности и сокращение – на заочные отделения. Он также предупредил о сокращении приема на такие специальности, как актерское искусство и продюсерское дело. «Если вуз пользуется спросом, люди платят деньги. А если не платят деньги, значит, он нафиг никому не нужен», – подытожил Владимир Мединский. 
Слова обрели свою мощь, когда театральные вузы страны получили план набора на 2016 год, в котором количество бюджетных мест по сравнению с прошлым годом сократилось на 30%.
Механизм распределения мест работает таким образом: высшее учебное заведение отправляет в министерство культуры заявки на бюджетные места. Каждый факультет имеет возможность «победить» в конкурсе. Министерство, в свою очередь, выносит вердикт в виде документа с цифрами грядущего набора, без аргументации своего решения (что, впрочем, являясь учредителем вуза, делать не обязано).
Так и в случае с заочным отделением факультета театра кукол, который бесперебойно работал почти четверть века. Почему по отношению к этому направлению были применены подобные меры – непонятно. На этот вопрос нет ответа и у ректората РГИСИ, который обязан выполнять предписания Министерства культуры, своего учредителя.

Что мы теряем?

Последствий такого скоропалительного решения будет немало. Прежде всего, – отсутствие возможности получения высшего образования без прекращения практики. Студентами заочного отделения, в основном, становились люди со средне-специальным театральным образованием, которые спешили трудоустроиться в театр и затем продолжали обучение. Как минимум, в этом заинтересован сам театр, не желающий терять молодого специалиста и дающий ему возможность совершенствоваться и расти. Привлекает такая система и актеров, которые могут совмещать учебу с работой.
При отказе от подобной формы образования существует два варианта развития событий:
Окончив средне-специальное учебное заведение, актер поступает в вуз на очное отделение (театральных вузов в России не так много, и, скорее всего, уехав из своего региона, актер туда больше не вернется).
Актер устраивается работать в театр и поступает на заочное отделение по специальности «драматическое искусство», которое пока не сдает своих позиций. Этот вариант является еще более опасным, потому что в данном случае будет происходить отток из профессии.
 Говорить о том, чтобы вообще не получать высшее образование, не приходится. Это связано и с творческими амбициями – самореализация, совершенствование умений, и с карьерным ростом – профессиональные категории актерам присуждаются с учетом квалификации специалиста.
Кроме того, в РГИСИ на протяжении долгого времени благодаря заочному образованию существовала связь между театрами и вузом. Студенты очного отделения, общаясь с заочниками, понимали систему устройства регионального театра, педагоги считывали его направленность. Театр, в свою очередь, знал, что происходит на «большой земле», и следил за курсом развития образования. В данный момент эта цепь разорвана, что может повлечь за собой абсолютное отсутствие контакта между студентами и практиками. Эффективный менеджмент в действии.
Предлагаемая Министерством культуры альтернатива, в виде набора целевого курса, попросту невозможна. В этом случае необходима заявка от театра, в которой число обучающихся будет составлять не менее 17–20 человек. Зачастую в регионах театры не имеют трупп с таким количеством актеров.

Пути решения

Существует проблема: опротестовать это решение невозможно из-за отсутствия официального ответа. Вопрос о заочном кукольном образовании как бы остается в подвешенном состоянии, ведь приказа сверху о ликвидации нет. Далее можно годами ждать, когда благодаря очередному конкурсу факультет получит бюджетные места. Ждать и уповать на чудо.
Но есть вполне реальный способ воздействия на решение Министерства культуры – постановка вопроса. Официального ответа нет, потому что не задан официальный вопрос. Необходима демонстрация заинтересованности театров в заочной форме обучения. Например, письма с выражением готовности обучать своих сотрудников. Иначе все протестные инициативы не имеют смысла, так как опротестовывать нечего. Чем раньше театры начнут принимать активные меры, тем быстрее может решиться вопрос. Быстрая реакция в данном случае будет являться показателем острой необходимости заочного обучения на факультете театра кукол.

На момент написания статьи стало известно, что в следующем году РГИСИ не будет проводить набора на заочную форму обучения ни по одной из специальностей.

август 2016