Школа Понизовского в школьном театре

Фото из архива театра
Фото из архива театра

Имя режиссера Бориса Понизовского – и как практика, и как теоретика – малоизвестно не только широкой публике, но и большой части профессионального сообщества. Множество его спектаклей не попали на «официальную» сцену, их мало кто видел; его теоретические сочинения хранятся в архиве, работа с которым началась недавно.
Однако «школа Понизовского» продолжает существовать и развиваться в Театральной студии при 610-й классической гимназии. Ее организовали ученица Понизовского, режиссер Елена Вензель, и преподаватель литературы Елена Грачева.Театральная студия имени Бориса Понизовского существует с 1996 года, выпуская каждый год по спектаклю. Литературным материалом для постановок служат самые разные тексты: пьесы, сказки, найденные при раскопках в Египте папирусы. Актеры – гимназисты, выпускники, учителя. Отбора нет в принципе: любой, изъявивший желание поучаствовать в спектакле, получает роль вне зависимости от возраста и опыта. Отчасти именно это обстоятельство объясняет структуру спектаклей: всякая постановка, даже если ставится конкретная пьеса, – набор эпизодов, связанных между собой ассоциативно, ведь каждый актер должен получить хотя бы одну «свою» сцену.
Вслед за Понизовским Вензель отказывается от перевоплощения актера в пользу воплощения самого человека. Зачастую одну и ту же роль играют два, а то и три человека. Замена исполнителя приводит к новым смысловым акцентам, меняются даже мизансцены и костюмы. К примеру, в спектакле 2014 года «Средневековые французские фарсы» Ухажер в исполнении Екатерины Ивановой вышел шпионом и интриганом, он носил синюю кожаную куртку, бабочку и штаны с изображением британского флага. У другого исполнителя этой роли, Елизаветы Андреевой, получился легкомысленный ловелас в твидовом пиджаке.

Отказ от перевоплощения снимает проблему непрофессионализма исполнителей, более того, зачастую в них обнаруживается неожиданная фактура. Пирожника в тех же «Средневековых французских фарсах» играл Антон Каган – хрупкий на вид пятиклассник. Однако оказалось, что «хрупкий пятиклассник» способен орать с исступленностью помешанного и угрожать кровавой расправой с хладнокровием серийного убийцы. На этом комическом несоответствии внешности и действий и выстроилась роль.
Личность актера Театральной Студии проявляется в создании не только роли, но и всей постановки в целом. Так же, как и у Понизовского, актерская импровизация, игра с предметом или куклой лежит в основе создания спектакля: у режиссера нет четкого представления о том, как будет выглядеть та или иная сцена: каждый эпизод сочиняется вместе с его исполнителями. Зачастую режиссер задает только реквизит, а сцену-этюд уже создает сам актер через импровизацию с предметом. (Можно вспомнить определение Понизовского: «Режиссер – зритель на зарплате»[1]).
Так же, как и ее учитель, Вензель не разделяет исполнителей на актеров драматического театра и актеров театра кукол. Каждый эпизод строится на работе с предметом и, иногда, с маской. При том, что сценография сложна, а реквизита много, специально для театра почти ничего не создается. В основном это обычные предметы, такие как велосипедные колеса или весла (спектакль 2015 года «Маленькие трагедии»); канаты, сеть и глиняные горшки (спектакль 2011 года «Чужие письма. Сорок греческих папирусов»). В спектакле 2012 года «Grimms Märchen» основными декорациями стали парты, кушетка, головы манекенов и огромные постеры, найденные в кладовой. Однако бывают и исключения – маска в спектакле 2016 года «Феофраст. Характеры» и костюмы Горожанина и Горожанки из спектакля «Средневековые французские фарсы» были когда-то реквизитом созданного Понизовским театра «ДаНет».

Фото из архива театра
Фото из архива театра

В отличие от актера, предмет в спектаклях Студии «перевоплощается» и «играет» разные роли. Например, канаты оказываются то телефоном, то кораблем, то морем, то сложным головным убором, а весла – и костылями, и крыльями, и лопатами.
Для спектаклей Студии характерно специфическое отношение к тексту: каждое слово визуализируется, переводится на язык театра. Например, в «Grimms Märchen» был эпизод «Вошка и блошка». Исходный текст – кумулятивная сказка, построенная на перечисление действий разных героев («метелка метет», «дверцы скрипят» и пр.) Каждое действие было воплощено с помощью пластического этюда.

***
Спектакли Студии – одно из центральных событий в жизни 610-й гимназии: в дни премьеры вся школа делится на актеров и зрителей. То, что актеры – друзья, одноклассники и учителя зрителей, повышает интерес к происходящему на сцене, упрочивает контакт между сценой и залом.
С одной стороны, деятельность Студии не лишена дидактического пафоса: она воспитывает гимназистов, способных воспринимать театральный текст, обладающих пониманием того, что театр – не дополнение к литературе, а самостоятельнее искусство, со своими законами и языком. С другой, именно благодаря Студии идеи и методы Бориса Понизовского существуют не только в виде архива, но и воплощаются на практике. 

[1] Понизовский Б. О театре «ДаНет» http://www.colta.ru/articles/specials/8025#o_teatre_danet

сентябрь 2016

Авторы: