Фрол Подлесный: «Мне важно ощущать себя комфортно с теми людьми, которых я снимаю»

С Фролом Подлесным я познакомилась до того, как он стал известным в Новосибирске театральным фотографом. В то время мы учились на разных курсах отделения журналистики педагогического университета: он – на втором, я – на пятом; он снимал спортивные матчи, я интересовалась хоккеем. Случайно или закономерно в жизни каждого из нас возник театр – предмет отдельного разговора, но недавно Фрол напомнил мне, что его первая театральная съемка состоялась с моей подачи, когда осенью 2011 года артисты «Первого театра» проводили тренинг для студентов новосибирских вузов. С тех пор Фрол сотрудничает с драматическими театрами Новосибирска, а с недавнего времени работает и в Тюмени. Мне кажется, у него есть маховик времени, который помогает ему быть в нескольких местах одновременно. Чаще всего мы встречаемся на премьерах, а после в социальных сетях я вижу его имя, когда пресс-службы театров выкладывают фотографии со спектаклей. Кстати, это не псевдоним. Перед интервью Фрол показывает мне свой паспорт со словами: «Да, это мое настоящее имя», но у меня есть и другие вопросы...

Image removed.
Фрол Подлесный

Мария Кожина. Когда у тебя появился интерес к фотографии?

Фрол Подлесный. Я с детства хотел снимать. Лет в десять у меня возникла интуитивная тяга к фотографии. Мне нравилось разглядывать снимки, смотреть кино – узнавать, каким образом заполняется пространство кадра. Когда я учился в одиннадцатом классе, родители купили мне первый фотоаппарат. Однажды я сделал снимок, после которого решил, что мне нужно заниматься фотографией. Был пасмурный осенний день, такая гнетущая погода, тяжелые облака. Я довольно долго наблюдал за сорокой. Снял ее, когда она взлетела. Она получилась в контровом свете: солнце пробивалась сквозь тучи, и сорока как будто отпечаталась в небе. Сначала я не обратил внимания на этот снимок, потом уже дома увидел, какая прикольная получилась сорока.

М.К. На какой фотоаппарат ты начинал снимать?

Ф.П. Canon 400D. Я до сих пор снимаю на Canon, но в ближайшем будущем планирую перейти на Sony – мне нравятся их последние разработки. Вообще я не привязан к какой-то фирме. Могу работать с разной техникой.

М.К. Когда ты поступал на отделение журналистики, уже знал, что будешь заниматься фотографией?

Ф.П. Да, я сразу хотел заниматься фотожурналистикой. Уже после первого курса я проходил практику в качестве фотокорреспондента в областной газете «Ведомости».

М.К. Если я правильно понимаю, фотограф – профессия, где всему надо учиться самостоятельно. Как ты учился фотографировать?

Ф.П. Я пробовал учиться у других людей, но в какой-то момент понял, что тот, кто подкован в теории, часто не обладает практическими навыками, а тот, кто классно снимает, не всегда может что-то объяснить. Для меня это оказалось неразрешимым противоречием. Я пытался найти какую-то обучающую литературу по фотографии, но оказалось, что ее крайне мало. Издания из категории небесполезных можно пересчитать по пальцам обеих рук. Больше всего мне пригодилась книга Морозова «Композиция в фоторепортаже». В ней подробно разбираются принципы построения кадра и объясняется, почему так хорошо, а так нехорошо. Но это книга 1941-го года. В целом, процесс обучения сводился к тому, чтобы смотреть и снимать, смотреть и снимать. Каждая фотография – это твой взгляд, твой опыт, твой выбор, как должна выглядеть та или иная картинка.

Сцена из спектакля "Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?", "Старый дом"
Сцена из спектакля "Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?", театр "Старый дом"

М.К. Меняется ли отношение к профессии фотографа с течением времени?

Ф.П. Мне кажется, из-за того, что появляются новые способы получения и передачи информации, происходит процесс универсализации. Сейчас у каждого в телефоне есть камера. Один и тот же человек может быть и фотографом, и оператором, и артистом, и режиссером, и блогером – кем угодно. К сожалению, таким образом размываются критерии профессионализма. Я думаю, это характерно для искусства в целом. В театр врывается визуальная культура, с которой артист должен как-то взаимодействовать, но возможности актера оказываются не важны. Становится важен новый взгляд на действительность.

М.К. Какие задачи ты решаешь во время съемки спектакля?

Ф.П. Для меня самое важное – передать атмосферу. Мне хочется делать снимки, отражающие настроение и замысел спектакля. У человека, который смотрит фотографии, должен складываться целостный образ того, что происходит на сцене. 

Сцена из спектакля "Довлатов. Анекдоты", "Красный факел"
Сцена из спектакля "Довлатов. Анекдоты", театр "Красный факел"

М.К. Какими, по-твоему, должны быть идеальные условия для съемки?

Ф.П. Мне максимально комфортно, когда я один в зале.

М.К. Но тогда создается другая атмосфера...

Ф.П. Зато никто из зрителей на меня не шикает из-за того, что я ерзаю или щелкаю. На самом деле, нет закономерности: чтобы получить хороший кадр, нужно выполнить определенные условия. Мне важно ощущать себя комфортно с теми людьми, которых я снимаю. Если знаешь артиста, понимаешь, какой он на сцене, лучше ориентируешься в процессе работы.

М.К. Ты как-то готовишься перед тем, как снимать спектакль?

Ф.П. Я стараюсь читать пьесы. Иногда на это не хватает времени и приходится снимать наобум, но при этом тоже получаются удачные снимки.

Сцена из спектакля "Довлатов. Анекдоты", "Красный факел"
 Сцена из спектакля "Довлатов. Анекдоты", театр "Красный факел"

М.К. Твое настроение или самочувствие влияют на рабочий процесс?

Ф.П. Да, в том смысле, что от настроения, личных переживаний, эмоций, которые меня захватывают, зависит восприятие спектакля. Мои ощущения – часть атмосферы, зафиксированной в кадре.

М.К. То есть тебе удается эмоционально подключаться к происходящему на сцене во время съемки?

Ф.П. Во многом это зависит от того, какая задача передо мной стоит. В фотографии есть большие отличия между отчетом и репортажем. Сейчас все хотят отчет: со свадьбы, с матча, со спектакля. Работа фотографа, который снимает отчет, направлена на то, чтобы получить определенное количество кадров в определенном месте, времени и пространстве. Фотограф, который занимается репортажем, не стремится сделать множество фоток. В течение всего мероприятия он старается найти удачный кадр, и у него на это столько времени, сколько ему нужно. Он может сделать пять снимков, но они будут передавать суть события. Работа «репортажника» – погружение в транс, поиск сюжета: фрагмента жизни, который хочется остановить, зафиксировать, сохранить в памяти. Для этого нужен путь. Люди часто не видят разницы, поэтому им сложно объяснить, что лучше я сделаю тридцать снимков, чем три тысячи. Когда выполняешь утилитарную задачу снять так, чтобы на фотографиях присутствовали все участники события, – растрачиваешь энергию и не можешь вникнуть в смысл происходящего. Фотография – довольно эгоистичный вид деятельности. Мне важно сделать несколько снимков для себя, чтобы чувствовать, что я потратил время не впустую. Поэтому я люблю снимать репетиции и предпремьерные показы, когда у меня есть возможность понять, что происходит, чем живет режиссер, о чем думают артисты.

Репетиция спектакля "Песни о Родине", театральная компания "Гамма"
Репетиция спектакля "Песни о Родине", совместный проект театральной компании "Гамма", театра "Глобус", "Первого театра", Томского ТЮЗа

М.К. У тебя есть любимые спектакли?

Ф.П. Есть два спектакля, которые созвучны моим внутренним ощущениям: «Довлатов. Анекдоты» Мити Егорова и «Три сестры» Тимофея Кулябина. Они произвели на меня сильное впечатление. Также есть ряд режиссеров, чье творчество я уважаю. Мне нравилось то, что делал Александр Баргман в Тюмени; было любопытно познакомиться со спектаклями Евгения Марчелли на гастролях в «Красном факеле»; интересными показались «Пер Гюнт» Антонио Лателлы и «Сиротливый Запад» Сергея Федотова в «Старом доме». Мне нравится получать разный зрительский опыт, испытывать разные эмоции и сталкиваться с мировоззрением разных режиссеров.

М.К. Тебе интереснее работать с большой или малой формой?

Ф.П. Когда снимаешь спектакль большой формы, не всегда удается уловить внутренние переживания героев. Да и артисту, мне кажется, существовать на большой сцене сложнее: приходится играть крупнее, говорить громче, интонировать ярче. Большая сцене в каком-то смысле – неестественная для артиста среда. Мне ближе малая форма с нюансами, полутонами, тонкими гранями.

Сцена из спектакля "Дульсинея Тобосская", "Старый дом"
Сцена из спектакля "Дульсинея Тобосская", театр "Старый дом"

М.К. Существует ли конкуренция среди театральных фотографов?

Ф.П. Мне кажется, нет: мы стараемся поддерживать хорошие отношения и с уважением относиться к работе друг друга. Опыт коллег порой оказывается полезен. Если мне предстоит снимать спектакль, который идет давно, я просматриваю более ранние фотографии. Иногда я смотрю и думаю: как бы сделать так же? Или наоборот: вот эту сцену надо снять по-другому. Правда, бывают спектакли, которые дают возможность пофантазировать, а бывают такие, где ты ничего сверхъестественного не снимешь. В каждом конкретном случае режиссер предоставляет фотографу пространство для самовыражения. Этот коридор может быть огромным, а может быть крошечным.

М.К. Общаешься ли ты с коллегами на профессиональные темы?

Ф.П. На открытие моей первой выставки в Доме актера приходили новосибирские мэтры фотографии Владимир Дубровский и Евгений Иванов. Мне было важно получить их оценку. Но вообще театральная фотография – специфическое направление. Редко приходится слышать компетентное мнение, поскольку специалистов в этой области мало. Что мне могут посоветовать, если во время спектакля от меня ничего не зависит?

Сцена из спектакля "Агенты праздников", театральная компания "Гамма"
Сцена из спектакля "Тестостерон", театральная компания "Гамма"

М.К. Есть ли у тебя снимки, которыми ты гордишься?

Ф.П. Есть, но их немного: по несколько фотографий с краснофакельских «Онегина», «Довлатова», закулисья «Трех сестер» и тюменских спектаклей Баргмана. Мне довольно сложно себя оценивать, потому что к себе я отношусь очень скептически и критически. Когда с момента съемки проходит какое-то время, и в моей жизни что-то меняется: я начинаю общаться с другими людьми, смотреть другое кино, слушать другую музыку, мне перестает нравиться то, что я делал раньше.

М.К. Ты хочешь заниматься фотографией всю жизнь, или для тебя это какой-то этап?

Ф.П. Я не знаю ответа на этот вопрос. Сейчас я нахожусь в каком-то переходном состоянии. Театр – довольно узкая специализация для фотографа. Здесь есть ограничения по движению, по свету, по сценам, по людям. Искать что-то новое с каждым разом становится сложнее, а выполнять работу механически – не доставляет удовольствия. У меня самые разные мысли насчет того, что будет дальше. Какое-то время я работал видеооператором: может быть, смена деятельности станет логичным продолжением профессионального пути, но вряд ли в ближайшее время я совсем откажусь от театральной съемки. У меня есть несколько глобальных идей, которые хочется осуществить, но я пока не буду о них рассказывать.

Сцена из спектакля "Онегин", "Красный факел"
Сцена из спектакля "Онегин", театр "Красный факел"

М.К. Насколько наличие фотоаппарата важно для тебя в повседневной жизни? Является ли он тем, без чего ты себя не представляешь?

Ф.П. Я стараюсь выполнять одно из наставлений Анри Картье-Брессона, которого называют отцом фоторепортажа. В последние годы своей жизни он практически не снимал. Он говорил, ему достаточно увидеть кадр, чтобы почувствовать себя счастливым. Когда я замечаю интересную картинку, просто плюсую себе в карму. Все-таки нужно отдыхать от окошка видоискателя, чтобы это не приедалось. В свободное время хочется получать как можно больше разных впечатлений, чтобы можно было привнести их в работу.

без подписи пока
За кулисами "Трех сестер", театр "Красный факел"
без подписи
За кулисами "Трех сестер", театр "Красный факел"
Сцена из спектакля "Оскар и Розовая дама", театральная компания "Гамма"
Сцена из спектакля "Оскар и Розовая дама", театральная компания "Гамма"
Сцена из спектакля "Армандир", театральная компания "Гамма"
Сцена из спектакля "Армандир", театральная компания "Гамма"
Сцена из спектакля "Ловелас", театральная компания "Гамма"
Сцена из спектакля "Ловелас", театральная компания "Гамма"

октябрь 2016

Авторы: