Кино, не нуждающееся в пометке 18+

Н. Крылова
Н. Крылова

Надежда Крылова – режиссер и сценарист художественных и документальных фильмов. С 2009 года преподает актерское мастерство и кинорежиссуру в собственной киностудии «Воображаемый космос», базирующейся в Доме молодежи Приморского района. Автор идеи и директор Международного кинофестиваля короткометражных фильмов о детях и молодежи «Галактика 35 мм», который отмечает в этом году свое пятилетие.
Беседу ведет Диана Иванова-Смоленская

Диана Иванова-Смоленская. Грядет, грядет большое событие – первый юбилей кинофестиваля «Галактика 35 мм». В этом году фестивалю присвоили статус «международного». Много ли вы получили работ из-за рубежа? А в целом?

Надежда Крылова. На данный момент прием заявок на фестиваль еще не закрыт. По промежуточным итогам в этом году мы получили заявки из Кирова, Москвы, Парижа, Новосибирска, Минска, Астаны, Новокузнецка, Харькова, Пермского края, Евпатории, Казани, Краснодара и Душанбе. А также Екатеринбурга, Ташкента, Намангана, Риги, Петрозаводска, Бреста, Дубны, Ирана, и, конечно, Санкт-Петербурга.

Д. И.-С. География участников впечатляет.

Н. К. И это только начало. Прием заявок открыт до 23-го октября.

Д. И.-С. Много ли хороших работ в этом году?

Н. К. Хорошие есть всегда, потому что на наш фестиваль присылают свои работы как профессионалы, так и начинающие кинематографисты, которые любят кино, любят зрителя и хотят поговорить с ним на множество разных тем.

Д. И.-С. Приоткрой нам завесу тайны – расскажи, что будет в этом году: где проходит фестиваль, какие мастер-классы можно посетить, какие спецпоказы?

Н. К. 27 октября у петербургского зрителя будет уникальная возможность увидеть лучшие работы за четыре года. Ведь фестивалю в этом году пять лет, за это время мы увидели много прекрасных короткометражных фильмов, затрагивающих полярно разные темы, волнующие главных героев – молодых людей, подростков, совсем юных ребят, впервые открывающих новые просторы мира. А 10-го ноября в 18:00 мы приглашаем всех на Ленфильм, в кинотеатр, где состоится показ конкурсных работ финалистов этого года и, конечно же, церемония награждения.

Д. И.-С. А кто будет в жюри?

Н. К. Это сюрприз.

Д. И.-С. Многие режиссеры приходят в эту профессию очень странными, запутанными, окольными путями. Кому-то не хватает опыта, а кому-то смелости. Вот ты, например, по первому образованию инженер лазерных систем в ракетной технике и космонавтике. Что тебя привело в кино?

Н. К. Действительно, первое мое образование не связано с кино, но где-то на третьем году обучения в университете я пошла на кинокурсы. Тогда я, как и многие, увлекалась фотографией. Но статика меня не удовлетворяла, а движение, наоборот, увлекало и вдохновляло. Так я и попала в мир кино. Потом поняла, что хочу профессиональное кинематографическое образование, что нужен более качественный и вдумчивый подход. И решила поступать на факультет свободных искусств и наук СПбГУ. К тому времени я осознала, что кино  командная работа: нужны люди, чтобы вместе им заниматься. И решила, что оптимальный вариант  учить ребят, которые к этому стремятся. Так начала складываться студия (киностудия «Воображаемый космос» – Д. И.-С.).

Д. И.-С. Каким ты видишь кинематограф сегодня?

Н. К. Я вижу огромный потенциал российского кино, как большого, так и короткометражного, независимого. Российские режиссеры делают очень хорошее авторское кино, которое, к сожалению, не видит большинство зрителей, так как серьезные фестивали проходят только в очень крупных городах, а в кинотеатры попадает очень мало фильмов, и не всегда самых интересных.

Д. И.-С. А чье творчество из современных русских режиссеров тебя интересует?

Н. К. Анны Меликян, Бакура Бакурадзе, Александра Сокурова, Кирилла Серебренникова, Александра Расторгуева, Романа Каримова и других.

Д. И.-С. Хороший выбор. А каким кинематограф хочешь сделать ты?

Н. К. Кинематограф, в котором будет место таким темам, как милосердие, любовь и свобода. Кино, не нуждающееся в пометке 18+.

Д. И.-С. Если говорить о кинематографе в общем, то с каждым годом все больше и больше становится короткометражных фильмов и, соответственно, фестивалей короткого метра и различных киношкол. Как ты думаешь, почему складывается такая тенденция? Не приведет ли это к «смерти» полнометражных фильмов?

Н. К. Полный метр будет жить всегда. Несмотря на новые технологии и короткие сообщения в социальных сетях, люди ведь по-прежнему читают эпические произведения, романы. То же самое и с фильмом – никому не хочется укорачивать удовольствие погружения в мир прекрасного.

Д. И.-С. В одном из интервью ты говорила, что сейчас многие начинают с автобиографических тем. Почему? Если сказать в целом, то кто он, современный герой (у детей, молодежи, взрослых)?

Н. К. Потому что прежде, чем идти в мир, люди пытаются осознать себя, в том числе и через фильмы. К тому же всегда «выигрывает» то кино, которое пережито режиссером, когда ему близка тема, ситуации, герои. А современный герой… мне кажется, что сейчас большинство героев фильмов – это более-менее среднестатистические люди, представители ikea-society. Это уже не общество потребления, критикой которого так любили все заниматься последние несколько десятилетий. Это средний класс в целом.

Д. И.-С. Получается, это новые «Акакии Акакиевичи»?

Н. К. В определенной степени, да: наши друзья, коллеги, соседи – ведь волнение и сопереживание близкому никуда не делось. У каждого же человека, несмотря на 36 давно уже описанных драматических ситуаций, все происходит по-разному.

Д. И.-С. И напоследок, какие фильмы ты бы посоветовала посмотреть тем, кто только ступает в этот удивительный мир кино?

Н. К. Конечно же классики: Эйзенштейн, Вертов, Тарковский и Хуциев. А также обязательно смотреть фестивальное кино, перенимать опыт у молодых успешных кинематографистов, таких как Ксавье Долан, Луи Гаррель, Сергей Лобан, Василий Сигарев, Роман Каримов.

октябрь 2016