Фантазии на тему краеведческого балета

"Бухгольц". На музыку А. Бородина и С. Прокофьева
Омский музыкальный театр
Балетмейстер, режиссер Надежда Калинина

Балетмейстер Надежда Калинина поставила в Омском музыкальном театре балет «Бухгольц» на музыку А. Бородина и С. Прокофьева, посвященный 300-летию города. В центре повествования история основания Омской крепости Иваном Дмитриевичем Бухгольцем. «Юбилейный» балет к круглой дате – серьезный вызов для хореографа и либреттиста (либретто для своих постановок в Омском музыкальном Калинина сочиняет лично, но в «Бухгольце» взяла в соавторы Дарью Модзалевскую), ведь как спектакль ни поставь, всегда найдутся знатоки-краеведы, которые начнут критиковать постановку за исторические неточности. Поэтому Калинина решила строго не придерживаться документальных фактов, а придумать новый сюжет, пофантазировать на тему. В итоге, в балете наряду с историческими личностями Петром I, полковником Бухгольцом, губернатором Гагариным появились и вымышленные герои.

Image removed.
Фото С. Синельниковой

В первых сценах перед нами будто иллюстрации из учебника истории, обыгранные пантонимически: Петр I (Дмитрий Дерябин) снаряжает экспедицию во главе с Бухгольцем (Андрей Матвиенко) в Сибирь на поиски золотых месторождений. Даже оформление сцены здесь напоминает пожелтевшую от пыли и времени книгу (художник – Сергей Новиков). Но школьное впечатление развеивается ровно в тот момент, когда действие переносится в сибирскую глубинку, на народные гуляния. В самый разгар веселья на сцену в санях выезжает губернатор Гагарин, он должен стать главным злодеем в сюжете балета «Бухгольц», но исполнитель этой партии Сергей Флягин не идет по пути изображения плоского тирана. Гагарин Флягина – человек жестокий, но как он умеет веселиться! Стереотипный площадной праздник превращается в торжество жизни и наслаждения силой, властью и свободой. Гагарин как воплощение духа Сибири: этот край в режиссерском видении Калининой представляется живим, веселым, диким и немного сказочным, в противовес скучному и каноническому Петербургу. 
Во владениях Гагарина есть что-то от чертогов Черномора, вот и в дар ему приводят пленницу, дикую красавицу, джунгарку Сэтержав (Нина Маляренко). Музыкальной темой джунгарских пленниц становится хор «Улетай» из оперы «Князь Игорь» А. Бородина, но внешний вид героинь вступает в конфликт с этим мелодической скорбью о свободе: яркие экзотические прически, короткие платья из кожи, татуировки…

Image removed.
Фото С. Синельниковой

В хореографическом языке Сэтержав движения мелкие, филигранные, быстрые. Есть в ней что-то восточное: то стыдливо прикроется, то будто в зеркало любуется, то учтиво кланяется, а порой откровенно соблазняет; и кокетство, и дерзость, и утонченность, и самолюбование. Сэтержав Нины Маляренко являет собой непростой характер: мягкими, гипнотизирующими движениями героиня вводит в заблуждение, и даже в сцене, где Гагарин издевается над джунгарской принцессой, виден не страх, а притворство девушки. Тайные мотивы персонажей раскрываются в хореографических монологах, каждая пластическая реплика которых срабатывает на ассоциативном уровне и воспринимается бессознательно, не требуя буквального пантомимического изображения.
Все свои балеты в Омском музыкальном театре Калинина поставила о страстях: «Шинель» о страсти к работе (любимый инструмент Акакия Акакиевича, Перо, становится основным женским персонажем), «Обнаженное танго» – это бурные аргентинские страсти и резкие перепады от любви к ненависти под музыку Астора Пьяццоллы, даже в балете «Идиот» акцент переносится с милосердного князя Мышкина на охваченные всеми видами страстей Настасью Филипповну и Рогожина. 
Вот и в истории Омского края появляются нетипичные герои – джунгары, живущие под руководством инстинктов и страстей. Волю джунгарам Калинина дает во втором действии, после того как заканчивает первое появлением орды. Праздник джунгаров – эдакая сибирская интерпретация половцев из оперы «Князь Игорь», недаром их гранд-па исполняется под половецкие пляски. В центре орды – хан Цеван Рабдан (Валентин Царьков). Его характер рифмуется с шекспировским Отелло: по примеру мавра, хан Цеван, узнав о предательстве своей жены Сэтержав, принимает решение поступить с ней по законам племени, и казнит любимую.
Два мира: формальный, по-армейски выверенный и точный во главе с Бухгольцем и его помощником капитаном Лапшиным (Сергей Шелепов), существующий в рамках классической балетной школы, и дикий, необузданный, с пластическим языком на стыке этники и современного балета – джунгарской орды – сталкиваются в балете Калининой. 
Любовная линия между Бухгольцем и Сэтержав – самая большая фальсификация в балете. Хореограф придумывает Сэтержав и бросает ее в объятия Бухгольца, чтобы получился интересный конфликт, но выпускает из внимания тот факт, что за рамками либретто остается намеченная в первых сценах линия Марии Дорофеевны, жены Бухгольца (Анна Маркова), а в спектакле нет рефлексии на тему измены. Маркова и Матвиенко – выигрышный лирический дуэт, классическая хореография светских персонажей – яркий контраст пластическому языку дикой орды. Но все же фрагментарные и неубедительно обоснованные появления Марии Дорофеевны указывают на слабые места в либретто: нет ожидаемого раскаяния и прощения, все решается само по себе. Если Сэтержав, Хан Цеван, губернатор Гагарин имеют возможность выразить свои сомнения и переживания, показать глубину своих характеров, то жена Бухгольца (да и сам главный герой в некоторых знаковых точках сюжета) этой возможности лишены, слишком уж их подгоняет летящая локомотивом история, ведь после того как завершаются перипетии с джунгарами, балет снова превращается в формальное повествование.

Image removed.
Фото С. Синельниковой

К финалу спектакля концентрация фактических событий в сюжете заметно возрастает: вот Бухгольц решает заложить крепость на Иртыше, а вот коварный Гагарин устраивает пожар в крепости, и оба героя оказываются в Петербурге, где следствие по делу ведет сам Петр I. Счастливый конец неизбежен: Бухгольца освобождают, Гагарина казнят, а мы оказываемся на празднике в Омской крепости. В первый день города Омска красны-девицы в русских сарафанах приветствует счастливую чету Бухгольцев хлебом и солью. Позабыты обиды супружеской измены и жестокие пытки в царских темницах. Happy end!
В балете Калининой формальная история Омска, послужившая причиной постановки этого спектакля, обрамляет душу балета – самобытную орду джунгар во главе со сложным, многогранным, хореографически выразительным персонажем Сэтержав. Как бывший главный балетмейстер Омского музыкального театра, Калинина отлично знает каждого солиста местной труппы, а так как и либретто для своих балетов она сочиняет сама, это позволяет ей подобрать для определенного исполнителя не только характер героя, но и соединить этот характер с выразительным и удобным пластическим языком. Так герои Андрея Матвиенко (Бухгольц, князь Мышкин, влюбленный Фернандо) всегда лирические, благородные персонажи, способные на подвиг во имя любви, настоящие балетные принцы, героини Анны Марковой (Перо, Настасья Филипповна, Мария) расположены к глубокому переживанию и самопожертвованию, Валентин Царьков (хан Цеван, Рогожин, злодей и держатель борделя Родриго) будто рожден для партий чувственных, эротичных, резких мужчин, обладающих графичной пластикой, а Сергей Флягин (Гагарин, князь Мышкин, Акакий Акакиевич) воплощает персонажей, для изображения которых необходима не только универсальность балетного языка, но и выразительный драматический талант. Очевидно, что главной музой для Калининой в стала молодая солистка Нина Маляренко, именно для нее и была придумана джунгарка Сэтержав – казалось бы, необязательный персонаж, но проработанный балетмейстером до мельчайших деталей и занимающий центральную роль в художественном мире балета.
Поставив спектакль, дань юбилею города, Калинина сумела остаться верной себе и своему художественному видению: она соблюла все необходимые исторические обязательства и создала большую балетную мистификацию, воспользовавшись лучшими талантами омской труппы. И несмотря на неровный сюжет, петляющий от исторического факта к откровенной выдумке, у балета «Бухгольц» определенно появилась душа. А произведение с душой – это уже нечто большее, чем просто приношение городу.

ноябрь 2016