Алексей Янковский: «Гениальность людей необъяснима»

Image removed.
А. Янковский

Режиссер Алексей Янковский поставил в театре «Особняк» новую пьесу екатеринбургского драматурга Алекса Бьёрклунда. «Машина едет к морю» – трагифарс в духе Сэмюэля Беккета. Спектакль о невероятной свободе, достигнуть которую можно только преодолев видимые и невидимые барьеры. Про возможность вырваться из замкнутого круга безысходности, найти самого себя, услышать и увидеть другого человека.

Александра Краско: Алексей, расскажите, почему вы обратились к пьесе уральского драматурга Алекса Бьёрклунда?

Алексей Янковский: Мне нравится, как он пишет. Драматургия – это умение сложить слова в определенном порядке, чтобы возник замкнутый объем. Только в замкнутом объеме формируется, возникает и зреет жизнь. Драматург в этом плане сродни Творцу. И личность автора играет в этом процессе не последнюю роль.
Я впервые вижу, что в человеке живет два человека. Как артист, он – Александр Сергеев, а как писатель – Алекс Бьёрклунд. И это два абсолютно разных человека.
Когда сталкиваешься с гениальностью людей, она необъяснима.
Поэтому, когда меня спрашивают «почему?», я не знаю. Я молчу. В надежде, что, может быть, пройдет время, и возникнет понимание. Культура же – это то, что позади, а не впереди нас. Только пройдя сквозь нас будущее обретает форму. И в этом смысле прошлое всегда впереди нас. Сначала событие происходит, а лет через пять ты понимаешь, что это. По отношению к твоей жизни. Я сказал, что я поставлю эту пьесу в Петербурге, а дальше сработал механизм каких-то счастливых совпадений. Начиная с замечательной актерской команды, собравшейся под замечательной, намоленной крышей театра «Особняк»,  заканчивая поддержкой комитета по культуре Санкт-Петербурга. Ты же сначала мечтаешь, а потом тебе реальность должна предоставить возможность.

А.К.: Что в пьесе «Машина едет к морю» созвучно сегодняшнему человеку?

А.Я.: Человек. Театр всегда интересовал человек. Эта пьеса посвящена человеку, она о человеке и о конфликте между его божественным происхождением и его земным существованием. Внутренняя история человека мне гораздо интересней внешней.
Алекс Бьёрклунд помимо всего еще философ, и его драмы абсурдны в том смысле, что и «вера» на латинском звучит как абсурд. Это абсолютно экзистенциальная драма.
Сюжет пьесы очень простой, всегда такие пьесы не для чтения.
Когда ты читаешь, ты как бы понимаешь, но когда играют артисты, ты начинаешь видеть. А это гораздо важнее.

А.К.: То есть пришли актеры, которые необходимы?

А.Я.: Да. Замечательный Дмитрий Поднозов, Анатолий Хропов, Алиса Олейник. Они, если быть до конца честным, и выбрали сами пьесу. Это их добровольный выбор.

Image removed.
Фото А. Осташвер

А.К.: На чем важно сконцентрироваться актеру в процессе репетиции?

А.Я.: Ответ очень прост: на том, на чем и должен быть сконцентрирован актер, – на действии. Как говорит Борис Юхананов, есть «ЧТОКА» и есть «КАКА». «ЧТОКА» – это про «ЧТО», а «КАКА» – это «КАК». Так вот, эта «КАКА» и является основным смыслом актерской профессии.

А.К.: Можете ли вы сказать о сверхзадаче спектакля?

А.Я.: Нет.
Я всегда сначала делаю, а потом разбираю с артистами. Потому что только сделанную вещь можно разбирать и рассматривать. Все есть для того, чтобы это собрать: артисты, драматург и режиссер. Теперь вопрос, придем ли мы все к намеченной цели. Все предлагаемые обстоятельства должны сойтись: наши и пьесы. Если это сойдется, мы откроем эту свою сверхзадачу, которая откроет нам другой мир. Сверхзадача – это тайна. Мы произнесли слово «намерение», как у Кастанеды. Мы хотим это сделать, и каждый по своим причинам. Репетиция – это exchange (обмен – прим. ред.), актерам это нужно по одним причинам, режиссеру – по другим, а зрителям – по третьим. И когда все эти три части чудесным образом совпадают, возникает спектакль.
Сверхзадача – это то, что мы должны увидеть в конце. Сложно говорить, потому что мы в процессе пути. Процесс в театре – это самое интересное.
Если что-то возникает, это всегда не просто так. Если что-то появляется в поле зрения моей жизни, я всегда к этому внимателен. И очень трудно ставить автора, который неизвестен. Как когда-то впервые ставили Беккета. Мне кажется, это важно. Нам всем интересно.

А.К.: Приедет ли машина к морю?

Молчание.

Декабрь 2016