Ирина Тимофеева: «Я через объектив порой вижу лучше, чем смотря «в оба глаза»

Не могу точно сказать, когда началась моя любовь к театру. Я выросла в северном городе Сургуте в абсолютно не творческой семье и слово «искусство» не было чем-то само собой разумеющимся. Конечно, как и многие дети, я ходила в театральную студию, но это было больше от любви к выступлениям, нежели от тяги к прекрасному. Уже в более осознанном возрасте, в старших классах, пересмотрела весь репертуар сургутского драматического театра. После школы, переехав в

Тимофеева И.
И. Тимофеева

Петербург, пришла в театральную кассу и растерялась, глаза разбегались от такого количества наименований в афише, а посоветоваться было не с кем. Сейчас с уверенностью говорю, что театр в Петербурге для меня начался с «Русской антрепризы» им. А.Миронова. На спектакли ходила по два-три раза в неделю, но только как зритель. Естественно, меня уже все узнавали и встречали как родную. 
Часто смеюсь, что, несмотря на то, что я уверенно пользуюсь огромным количеством гаджетов, я абсолютно не современный человек. Мне трудно поддержать беседу о кинематографе, современных фильмах и передачах, зато о театре могу говорить часами. Тут я могу разобраться с  собственными вопросами, принять решение и прийти к некому внутреннему консенсусу. В какой- то момент театр стал для меня хорошим другом и советчиком. Фотоаппарат был подарком на день рождения, но какое-то время лежал без дела. У меня многое в жизни происходит случайно. Случайно пришла в театр, случайно познакомилась с  администрацией, случайно спросила разрешение снять спектакль. И там мне дали возможность найти свое главное увлечение.  В тот момент пришло понимание, что именно через фотографию могу выразить и свою признательность за спектакль, и свое видение. Это своего рода отзыв, рецензия, только делаю я это без слов. 
Я по основной профессии не фотограф, работаю в области информационных технологий, но уже не представляю, как можно хотя бы несколько раз в месяц не побывать в театре. Периодически слышу фразы «приходи без фотоаппарата, хоть посмотришь нормально спектакль». Трудно объяснить, что с фотоаппаратом как  раз и нормально. Я через объектив порой вижу лучше, чем смотря «в оба глаза». Наверно, это уже своего рода зависимость, если  выпадет случай смотреть спектакль без камеры, все равно ловлю себя на мысли, что вижу кадрами, а руки так и чешутся хоть телефон достать и начать щелкать как злостный правонарушитель. Были случаи, когда снимала, заливаясь слезами от переживаний, или, напротив, трясясь от смеха. С фотоаппаратом или без, я все равно остаюсь зрителем.

Image removed.
Сцена из спектакля "Алексей Каренин". Русская антреприза им. А. Миронова

Что меня всегда беспокоит, так это слишком высокая степень ответственности. Всегда переживаю, что помешаю зрителю, понимаю, что рядом сидящего человека будет раздражать и мое ерзанье в кресле, и громкие щелчки. И из-за этих переживаний теряются порой очень ценные кадры. Конечно, есть нерушимые правила приличия: не снимать в полной тишине, не бегать по залу, что такое вспышка, забыть раз и навсегда. Более того, мне постоянно кажется, что я отвлекаю и актеров. Конечно на  репетициях снимать гораздо проще. Там и найти удобную точку легче и можно не беспокоиться о  том, что кого-то побеспокоишь, но я все же больше люблю сами спектакли. Когда у актера есть  зрительный контакт с залом, то и все его действия обретают более выразительные очертания, чувствуется драйв.
Наверное, главное отличие театральной съемки от любой другой, в том, что в ней ты не режиссер. У тебя нет возможности выйти и передвинуть актеров, изменить направление света, попросить  замереть на минуту. Тебе дают картинку, порой секундную, и ты должен ее поймать. И чем эта картинка мимолетнее и сложнее, тем интереснее получать результат.

Image removed.
Сцена из спектакля "Ю". Небольшой драматический театр

У меня технический склад ума. Спектакли смотрю, анализируя и все раскладывая по полочкам: причина‚ действие, следствие, результат. Но, конечно, это всё окрашено личными чувствами и ощущениями от спектакля, внутренними переживаниями. Думаю, в моих фотографиях это передается. Были случаи, что с другими фотографами снимали с соседних мест, но кадры все равно получались разными. Сейчас уже интересно не просто снимать спектакль и передавать свои впечатления о нем, но сделать так, чтобы на фото были видны его сильные стороны, даже если меня и не устраивает в полной мере то, что я вижу. До сих пор из всех жанров самым трудным для меня остается трагикомедия. Как в фотографии передать всю гамму спектакля, выразить печаль улыбающихся лиц, показать одним кадром то, что несколько минут актеры переживают на сцене. Ведь, по сути, картинка смешная, а содержание глубокое. Последняя такая работа — спектакль «Ю» в Небольшом драматическом театре. Я в течение всего спектакля смеялась, а домой ушла с багажом мыслей. Как они это делают, не знаю, но снимать люблю именно такие вещи. 
Чтобы делать интересные снимки, вероятно, надо иметь своё видение спектакля, ну и талант,

Image removed.
Сцена из спектакля "Мадам Бовари". Русская антреприза им. А. Миронова

конечно. Я часто смотрю фотографии других авторов и отмечаю их стиль, авторский почерк. И дело тут не только в технической составляющей, как оттенок фотографий или экспозиция, но в содержании снимка. Любой может взять  фотоаппарат и нащелкать стопку кадров, но далеко не каждый эту стопку сможет оживить. 
Трудно объяснить для чего это всё. Ну, вот есть человек, который любит танцевать. Работать он может кем угодно, но танец все равно будет в его жизни: на праздниках, дискотеках, либо просто дома у зеркала. Или люди, которые поют, но поют исключительно в свое удовольствие, не превращая это в дело своей жизни. А я вот не могу представить себя без театральной фотографии.  Не раз слышала, что, выбирая спектакль для просмотра, ориентируются на актерский состав, театр, пьесу и фотографии, которые публикуют на афишах. И если моя фотография подтолкнет хоть одного человека прийти в театр, значит всё не напрасно.

ноябрь 2014