"Андерсен. Истории". Х. К. Андерсен.
Омский театр для детей и молодёжи
Режиссёр Максим Пешин
Художники: Алёна Пешина, Полина Иванова, Валерия Чебаненко
Артист омского ТЮЗа Максим Пешин поставил в родном театре спектакль-лабиринт по сказкам датского писателя Ханса Кристиана Андерсена.
Спектакль состоит из трех коротких историй, разыгрывающихся на разных площадках. «Гадкого утёнка» представляют в центральном портале между первыми пятью рядами партера, «Дурня Ганса» на авансцене, а для просмотра финальной «Тени» надо сделать небольшой крюк, чтобы занять место в выстроенном на сцене камерном зале. В роли проводника выступает мужчина в цилиндре (Максим Пешин) – не то абстрактный сказочник, не то сам Андерсен. Он выполняет роль эдакого конферансье всего представления.
Во время просмотра меня мучил, и вполне справедливо, только один вопрос: «А для какого это возраста?»
Первая сказка, «Гадкий утёнок», обычно воспринимаемая как история для самых маленьких, разыграна средствами театра кукол: в стареньком чемоданчике обитают бумажные утки, курочки и кот. Пенсне с привязанным к нему красным платком, «оживленное» актрисой, становится бабушкой Уткой. Марина Журило играет здесь всех героев, которые встречаются на нелегком жизненном пути Гадкого Утёнка. Она надевает то шляпку, превращаясь в маму Утку, то кепку, преображаясь в гусёнка, – и так с помощью нехитрых минималистических средств начинают играть все персонажи сказки. Главный герой в исполнении Станислава Кочеткова оборачивается прекрасным лебедем, просто надев белые перчатки. Место действия и времена года меняются с помощью нарисованных фонов в своеобразном перекидном календаре, висящем на задней стенке.
В этой истории много смешных придумок: например, Курица, смотрящаяся в контейнер из-под яиц, как в зеркало; маленькие гуси с пластикой и повадками гопников из спального района. Всё это заставляет думать, что, помимо развлечения малышей, режиссер задался целью не дать уснуть и родителям.
Вторая сказка оказывается историей для детей постарше. Дурень Ганс (Дмитрий Керн) отправился следом за своими умниками и красавцами братьями (Павел Путрик и Павел Назыкин) в королевство за рукой и сердцем взбалмошной принцессы (Ксения Степанова), восседающей на медведе (Никита Пивоваров), как на троне, и бесконечно демонстрирующей свою акробатическую подготовку. Ганс, насобиравший по дороге в королевство подарков вроде дохлой вороны и кусков дорожной грязи, покорил сердце принцессы и сел на трон.
«Дурень Ганс» – не такая камерная история, как «Гадкий утёнок». Она занимает больше пространства, хотя и осуществляется практически без каких-либо дополнительных средств. Только кони-палки да пара указателей на болото, лес и королевство. Вместе с тем, как растет возраст зрителя, для которого предназначен каждый из трех мини-спектаклей, растет и занимаемое для представления сценическое пространство.
Третьей частью стала сказка-притча «Тень», разыгрывающаяся уже, что называется, серьёзно: на сцене (хоть и камерной) с белоснежными декорациями, где действуют Ученый (Алексей Гнеушев) и Тень (Артём Ильин). Сюжет очень простой: хозяин отпускает свою Тень посмотреть, что происходит в окне дома напротив, она уходит и пропадает на долгое время. Оказывается, что за эти годы Тень преуспела в обществе и добилась немалых высот. Тогда как у хозяина, простодушного Ученого, все идет не так уж гладко. Он пишет о добре и истине, а людям это совершенно неинтересно. Им нравятся истории о пороках, которые немало знает Тень, умеющая заглянуть куда угодно. Она приходит в гости к своему прежнему хозяину и с помощью хитрых уловок провоцирует его поменяться местами: Ученый теперь должен выполнять роль тени. Они едут в путешествие, в котором Тень собирается жениться на принцессе (Мария Сазонова) и, боясь разоблачения, отдает приказ убить бывшего хозяина.
Эта философская история об утрате своего места в жизни явно предназначена не для категории «0+». На обсуждении после спектакля некоторые зрители даже предлагали установить возрастное ограничение «18+». Здесь они, конечно, погорячились, но тем не менее трудно представить, что адресат первой и третьей частей спектакля – один и тот же человек, скажем, лет четырёх от роду.
Сценическое решение финального мини-спектакля тоже довольно примитивно, без затей. В белоснежном мире живет Ученый и его Тень. Добро и Зло. Для противопоставления персонажей использованы визуальные художественные средства. У Ученого белый костюм, а лицо его выкрашено белым гримом. У Тени, напротив, грим и костюм – черные. На мой взгляд, метафора, вполне читаемая разумом возрастного коридора 8-12 лет. Думаю, что «Тень» – это история, близкая младшему подростковому возрасту, когда вопрос осознания себя как личности стоит особенно актуально, когда очень часто хочется стать частью какого-то коллектива (отсюда такое обилие молодежных субкультур) и определять свое место в мире относительно другого, когда вопросы добра и зла встают с новой остротой. Это уже не «Крошка сын к отцу пришел…», а желание самому разобраться в открывающемся впереди взрослом мире.
После просмотра спектакля создается ощущение, что весь он поставлен ради третьей части – «Тени». Ради серьезного разговора с маленьким зрителем. Конечно, совсем не плохо, что режиссер предлагает своей целевой аудитории как бы немного подрасти вместе с Андерсеном. Но, справедливости ради, хочется отметить, что – после незатейливой первой и веселой второй – именно третья часть тяжелее всего воспринимается. Она, претендующая на философию, все-таки кажется затянутой и довольно муторной. Виной тому, наверное, не примитивность выбранных художественных средств, а «сырость» актерского существования. Артём Ильин, играющий роль Тени, от начала и до конца придерживается одной краски: никакого развития его персонажа нет (хотя с точки зрения драматургического материала оно предполагается). Более точен и интересен Алексей Гнеушев в роли Профессора. На данном этапе сценическое воплощение этой части получается довольно умозрительным: по тексту – всё понятно, но не более того. Актеры существуют приблизительно, из-за чего «Тень» воспринимается разыгрыванием Андерсена в черно-белых декорациях. Хочется верить, что актеры вырастут в этом материале, и серьёзный разговор со зрителями категории «9+» (а именно такую рекомендацию даёт театр для просмотра этого спектакля) всё-таки состоится и будет более содержательным, чем на премьере.
Максим Пешин, объединяя три сказки для разного возраста в один спектакль, рассказывает полуторачасовую историю о том, как важно оставаться самим собой в любых обстоятельствах. Утёнок, ставший прекрасным лебедем, несмотря на то, что ему приходилось терпеть смешки и издёвки окружающих (правда ведь, очень подростковая тема, хоть и рассказанная «малышковым» языком?); дурень Ганс, который покорил сердце принцессы благодаря своей непосредственности и умению быть собой. Хоть никто и не верил в его силы и не поддерживал его выбор, Ганс все же выстоял и победил. Легкая и смешная, эта часть вдруг обнаруживает в себе тот же философский смысл, что и классический, ставший уже нарицательным «Гадкий утёнок». И «Тень», повествующая о том, как важно не просто найти своё место в жизни, подобно Утёнку, не бояться быть собой, как Ганс, но и уметь не потерять себя в трудном взрослом мире, отстаивать свои интересы и не прогибаться перед трудностями, что, к сожалению, не всегда удаётся. Вот у Учёного, например, не вышло.
Январь 2017