Три ступени одного сказочника, или Недетский Андерсен

"Андерсен. Истории". Х. К. Андерсен.
Омский театр для детей и молодёжи
Режиссёр Максим Пешин
Художники: Алёна Пешина, Полина Иванова, Валерия Чебаненко

Артист омского ТЮЗа Максим Пешин поставил в родном театре спектакль-лабиринт по сказкам датского писателя Ханса Кристиана Андерсена. 
Спектакль состоит из трех коротких историй, разыгрывающихся на разных площадках. «Гадкого утёнка» представляют в центральном портале между первыми пятью рядами партера, «Дурня Ганса» на авансцене, а для просмотра финальной «Тени» надо сделать небольшой крюк, чтобы занять место в выстроенном на сцене камерном зале. В роли проводника выступает мужчина в цилиндре (Максим Пешин) – не то абстрактный сказочник, не то сам Андерсен. Он выполняет роль эдакого конферансье всего представления. 
Во время просмотра меня мучил, и вполне справедливо, только один вопрос: «А для какого это возраста?» 

Image removed.
Сцена из спектакля "Гадкий утенок". Фото В. Коломойцева

Первая сказка, «Гадкий утёнок», обычно воспринимаемая как история для самых маленьких, разыграна средствами театра кукол: в стареньком чемоданчике обитают бумажные утки, курочки и кот. Пенсне с привязанным к нему красным платком, «оживленное» актрисой, становится бабушкой Уткой. Марина Журило играет здесь всех героев, которые встречаются на нелегком жизненном пути Гадкого Утёнка. Она надевает то шляпку, превращаясь в маму Утку, то кепку, преображаясь в гусёнка, – и так с помощью нехитрых минималистических средств начинают играть все персонажи сказки. Главный герой в исполнении Станислава Кочеткова оборачивается прекрасным лебедем, просто надев белые перчатки. Место действия и времена года меняются с помощью нарисованных фонов в своеобразном перекидном календаре, висящем на задней стенке. 
В этой истории много смешных придумок: например, Курица, смотрящаяся в контейнер из-под яиц, как в зеркало; маленькие гуси с пластикой и повадками гопников из спального района.  Всё это заставляет думать, что, помимо развлечения малышей, режиссер задался целью не дать уснуть и родителям. 
Вторая сказка оказывается историей для детей постарше. Дурень Ганс (Дмитрий Керн) отправился следом за своими умниками и красавцами братьями (Павел Путрик и Павел Назыкин) в королевство за рукой и сердцем взбалмошной принцессы (Ксения Степанова), восседающей на медведе (Никита Пивоваров), как на троне, и бесконечно демонстрирующей свою акробатическую подготовку. Ганс, насобиравший по дороге в королевство подарков вроде дохлой вороны и кусков дорожной грязи, покорил сердце принцессы и сел на трон.

Image removed.
Сцена из спектакля "Дурень Ганс". Фото В. Коломойцева

 «Дурень Ганс» – не такая камерная история, как «Гадкий утёнок». Она занимает больше пространства, хотя и осуществляется практически без каких-либо дополнительных средств. Только кони-палки да пара указателей на болото, лес и королевство. Вместе с тем, как растет возраст зрителя, для которого предназначен каждый из трех мини-спектаклей, растет и занимаемое для представления сценическое пространство. 
Третьей частью стала сказка-притча «Тень», разыгрывающаяся уже, что называется, серьёзно: на сцене (хоть и камерной) с белоснежными декорациями, где действуют Ученый (Алексей Гнеушев) и Тень (Артём Ильин). Сюжет очень простой: хозяин отпускает свою Тень посмотреть, что происходит в окне дома напротив, она уходит и пропадает на долгое время. Оказывается, что за эти годы Тень преуспела в обществе и добилась немалых высот. Тогда как у хозяина, простодушного Ученого, все идет не так уж гладко. Он пишет о добре и истине, а людям это совершенно неинтересно. Им нравятся истории о пороках, которые немало знает Тень, умеющая заглянуть куда угодно. Она приходит в гости к своему прежнему хозяину и с помощью хитрых уловок провоцирует его поменяться местами: Ученый теперь должен выполнять роль тени. Они едут в путешествие, в котором Тень собирается жениться на принцессе (Мария Сазонова) и, боясь разоблачения, отдает приказ убить бывшего хозяина. 

Image removed.
Сцена из спектакля "Тень". Фото В. Коломойцева

Эта философская история об утрате своего места в жизни явно предназначена не для категории «0+». На обсуждении после спектакля некоторые зрители даже предлагали установить возрастное ограничение «18+». Здесь они, конечно, погорячились, но тем не менее трудно представить, что адресат первой и третьей частей спектакля – один и тот же человек, скажем, лет четырёх от роду.
Сценическое решение финального мини-спектакля тоже довольно примитивно, без затей. В белоснежном мире живет Ученый и его Тень. Добро и Зло. Для противопоставления персонажей использованы визуальные художественные средства. У Ученого белый костюм, а лицо его выкрашено белым гримом. У Тени, напротив, грим и костюм – черные. На мой взгляд, метафора, вполне читаемая разумом возрастного коридора 8-12 лет. Думаю, что «Тень» – это история, близкая младшему подростковому возрасту, когда вопрос осознания себя как личности стоит особенно актуально, когда очень часто хочется стать частью какого-то коллектива (отсюда такое обилие молодежных субкультур) и определять свое место в мире относительно другого, когда вопросы добра и зла встают с новой остротой. Это уже не «Крошка сын к отцу пришел…», а желание самому разобраться в открывающемся впереди взрослом мире.

Image removed.
Сцена из спектакля "Тень". Фото В. Коломойцева

После просмотра спектакля создается ощущение, что весь он поставлен ради третьей части – «Тени». Ради серьезного разговора с маленьким зрителем. Конечно, совсем не плохо, что режиссер предлагает своей целевой аудитории как бы немного подрасти вместе с Андерсеном. Но, справедливости ради, хочется отметить, что – после незатейливой первой и веселой второй – именно третья часть тяжелее всего воспринимается. Она, претендующая на философию, все-таки кажется затянутой и довольно муторной. Виной тому, наверное, не примитивность выбранных художественных средств, а «сырость» актерского существования. Артём Ильин, играющий роль Тени, от начала и до конца придерживается одной краски: никакого развития его персонажа нет (хотя с точки зрения драматургического материала оно предполагается). Более точен и интересен Алексей Гнеушев в роли Профессора. На данном этапе сценическое воплощение этой части получается довольно умозрительным: по тексту – всё понятно, но не более того. Актеры существуют приблизительно, из-за чего «Тень» воспринимается разыгрыванием Андерсена в черно-белых декорациях. Хочется верить, что актеры вырастут в этом материале, и серьёзный разговор со зрителями категории «9+» (а именно такую рекомендацию даёт театр для просмотра этого спектакля) всё-таки состоится и будет более содержательным, чем на премьере.
Максим Пешин, объединяя три сказки для разного возраста в один спектакль, рассказывает полуторачасовую историю о том, как важно оставаться самим собой в любых обстоятельствах. Утёнок, ставший прекрасным лебедем, несмотря на то, что ему приходилось терпеть смешки и издёвки окружающих (правда ведь, очень подростковая тема, хоть и рассказанная «малышковым» языком?); дурень Ганс, который покорил сердце принцессы благодаря своей непосредственности и умению быть собой. Хоть никто и не верил в его силы и не поддерживал его выбор, Ганс все же выстоял и победил. Легкая и смешная, эта часть вдруг обнаруживает в себе тот же философский смысл, что и классический, ставший уже нарицательным «Гадкий утёнок». И «Тень», повествующая о том, как важно не просто найти своё место в жизни, подобно Утёнку, не бояться быть собой, как Ганс, но и уметь не потерять себя в трудном взрослом мире, отстаивать свои интересы и не прогибаться перед трудностями, что, к сожалению, не всегда удаётся. Вот у Учёного, например, не вышло. 

Январь 2017