"Геракл"
Большой Театр кукол
Режиссер Денис Казачук
Художник Ирина Титовец
Спектакль «Геракл» на сцене Большого Театра Кукол – это история о судьбе человека под тяжестью маски героя. Рождение маленького Геракла, сына Алкмены, – одно из первых событий действия, которое режиссер (Денис Казачук) решает приемами теневого театра. Истории приобретения мальчиком маски героя предшествует короткая завязка, где одетые в греческие тоги люди просят у неба помощи и защиты. И Геракл становится той самой помощью: он рожден, чтобы спасти греческий народ. Маска «надевается» юнцу намеренно, волей рока он становится на путь спасения человечества.
Со временем персонаж под маской заметно изменяется. Справляясь с подвигами на отлично, Геракл (Алесь Снопковский) из себялюбивого, сияющего молодостью юнца превращается в уставшего бородатого крепкого мужчину. Актер дважды занимает одинаковую позу в начале спектакля и в конце: пластически воспроизводит фигуру утомленного героя, опершегося на палицу, поверх которой накинута шкура побежденного Немейского льва, – точь-в-точь скульптура Геркулеса Фарнезийского. Только в начале спектакля Геракл полон энергии, желает стать похожим на запечатленного триумфатора, в конце – с почтенным смирением принимает свою заслуженную идентичность.
В своей работе Казачук сопоставляет два состояния – учит, как движение сквозь подвиги наполняет человека мудростью. Каждый новый подвиг совершается с большими усилиями, нежели предыдущий. Геракл заметно стареет, «рекламный оскал» приобретает все более естественную форму, и лицо почти не улыбается. Режиссер переосмысливает судьбу героя: быть им – значит не просто тешить самолюбие похвалой за совершенные поступки, а становиться отважным и, преодолевая себя, обретать заслуженную благодарность и бессмертие в глазах людей. В поединке с Антеем Геракл с потухшим отсутствующим взглядом трижды принимает бой. И каждая невыигрышная попытка завершается воспроизведением поединка с начала. Он не может проиграть бой – прощая усталость, судьба вновь и вновь заставляет его становиться героем.
Спектакль – цепочка наступающих друг на друга подвигов. Галерея врагов Геракла быстротечно проносится мимо зрителя. За исключением Антея, все зло олицетворяют плоские белые фигуры (художник спектакля – Ирина Титовец). Они – будто ожившая наскальная живопись. Смешиваются разные мифологические системы. То ли режиссер говорит об античной Греции, то ли об эпохе первобытности вообще. Главный персонаж облачен в короткий неаккуратно скроенный костюм, открывающий голые ноги, а на его плечи накинута львиная шкура. Образ ли это первобытного человека или человека усложненной культурной античной цивилизации – разобрать сложно. Образная система мифологических героев тоже сложно устроена. Один образ легко перетекает в другой – картонные фигуры герионских быков переворачиваются вверх ногами и создают две фигуры Цербера, нового противника Геракла.
Мир мифологических образов взаимозаменяем. А подвиги героя смешаны и не совершаются в привычном порядке. Но это намеренное смешение. Режиссер не дает точного воспроизведения ни мифа, ни эпохи. Миф о двенадцати подвигах Геракла становится сюжетом с амбивалентной трактовкой. Пересказ его не подразумевает упоминания о микенском царе Эврифее, на службе у которого находился Геракл, ни о других подвигах Геракла. Античная эпоха в спектакле стилизована: статуарная пластика персонажей, будто повторяющая гравюры с античных ваз, упрощенные длинные греческие тоги, сшитые из светлой ткани, плоские картонные оливковые ветви, сиртаки – все сделано с непомерным юмором. Но это не смех над античным искусством, а намеренное облагораживание действия качественным юмористическим подтекстом, чтобы зрелище стало захватывающим и интересным. Герои восхищаются: «Так много зол одолел голыми руками!» Хотя на самом деле – боролся лишь с картонными фигурами. Ребенку такое шоу придется по вкусу. Череда подвигов проносится будто в фантастическом остросюжетном вестерне. Ребенок понимает (в контексте современных фильмов о супергероях), что если мир в опасности, то обязательно найдется тот, кто его спасет... по воле рока.
Февраль 2016 г.