Борьба за личность, а не за общность. Интервью с Артемом Томиловым

Валерия Бранашко побеседовала с Артемом Томиловым о «школе» и традициях, о поиске нового театрального языка, о современной драматургии и том, что сейчас происходит в Театре Поколений.
Артем Томилов – режиссер, драматург, актер. В Театре Поколений занят в спектаклях: «Лампочка», «Сны в картонной коробке», «Перводан-Другодан», «Питер-Burg», «Грачи прилетели, или Чрезвычайное происшествие в Циммервальде», «Next: Шекспир, или что ему Гекуба?», «Конец Героя» (автор текста, режиссер, актер), «Неокончательный портрет».

А. Томилов
А. Томилов

Валерия Бранашко. Что вас привело однажды в Театр Поколений?

Артем Томилов. Начну с того, что я учился сначала в Омске в ОмГУ на факультете культуры и искусств по специальности «режиссер любительского театра», а потом два раза в театральной академии в Питере. Первый раз очно (2 года), а потом заочно (полный курс) на режиссера театра кукол. После отчисления с очного меня стало кидать по городу в поисках пристанища, и совершенно случайно моя подруга Оксана Рысинская, работавшая тогда в театре, привела меня на премьеру одного из спектаклей, и я сразу остался. У меня начал формироваться свой взгляд на актерскую профессию, и я определил для себя множество вещей. В том числе и понимание, каким должен быть актер.

В.Б. И каким же?

А.Т. Я люблю работать со своими актерами в театре, потому что у нас есть общий язык. Я люблю умных актеров, авторски мыслящих, трудолюбивых, рисковых, которые пойдут за моими самыми странными идеями, которые правильно могут использовать сложный разговор. Особого метода в работе с актерами у меня, наверное, нет. Единственное – это работать, насколько можно, с отдачей. Я делаю разный театр, поэтому каждый раз все по-разному, но главное, чтобы актеры были гибки к случайностям и резким поворотам, которые происходят в моей режиссуре.

В.Б. Вам легко давалась учеба в театральной академии?

А.Т. Да. В академии у меня порой были «войны» со Стависскими (А. Я. Стависский и  Т. Р. Стависская  прим. ред.), моими мастерами. Я все время уклонялся от традиционной школы в сторону, назовем условно, чего-то авангардного. Вернувшись на факультет (а выгнали меня за буйство моего характера и нарушение дисциплины), я стал работать с новой силой, и переубедить меня было практически невозможно. Конечно, отвергать школу нет никакого смысла. Нужно использовать ее как одну из возможностей. С помощью такого подхода я смог Беккета проанализировать и поставить. У Беккета тексты сделаны не для традиционного сопереживания, когда идет беспрерывная причинно-следственная история, и мы подключаемся к ее нарративному развитию. Его тексты рассчитаны на интуитивное собирание смысла, которое не отменяет какой-то формы сопереживания, но только после того, как смысл будет собран, только после того, как мы переживем какой-то перформативный опыт. Общие места, казалось бы, но в контексте учебы это был мощный опыт, где мне пришлось скрупулезно разбираться, в чем отличие и в чем единство природ творчества. В итоге получился спектакль, где не было «традиций», но и в то же время были. Это была пьеса «Шаги», и там 34 минуты ничего не происходит, но все все «поняли». 
Есть разные инструменты театра, и зритель вправе познакомиться со всеми – мы не должны забирать у него понятия о театре как о многоуровневом и многообразном творчестве. У каждой «школы» есть свой приверженец. Я хочу, чтобы Роберт Уилсон был, Богомолов был, Бутусов был, Волкострелов был. Хочу всех тех, кто делает хорошо, а не средненько. Мне, например, очень нравятся спектакли Волкострелова – он хороший мастер и делает все прекрасно, у него руки не трясутся со скальпелем, когда он разбирает какую-либо тему, одну за другой. Мы делаем все одно и то же – погружаем человека в опыт. Просто разными средствами и способами. Я также прекрасно отношусь к Диденко. И композитор Кушнир для меня великий человек – стараюсь чаще с ним работать.
Сейчас у нас в театре уже полные залы. Раньше говорили, что мы психоделику какую-то делаем, теперь уже понимают что-то другое. Еще восемь лет назад мы в театре поставили спектакль-сочинение, в котором все действие вокруг лампочки происходит. Люди говорили, что они почти ничего не поняли, но точно знают, что не зря это посмотрели. То, что ничего не поняли, – это значит, не увидели четкую сюжетную историю, где персонаж проходит из точки А в точку В, но зрители поняли «Лампочку» душой, и это зацепило. А были те, кто не воспринял это совершенно.

"Конец героя". Фото из архива Театра Поколений
"Конец героя". Фото А. Сухинина

В.Б. Вы сами пишете пьесы, тексты и воплощаете их в сценическом пространстве.

А.Т. Да, я много сейчас пишу. Недавно один из моих текстов попал в лонг-лист «Первой читки» (лаборатория современной драматургии в рамках фестиваля  «Пять вечеров» – прим. ред.). Я написал историю, где один из персонажей – слепая собака. Она живет в темном мире, она дворняга, ей холодно, у нее щенки. Наверху, где-то в квартире, слышен звук телевизора, рядом помойка. Как страшно. Но почему-то эту картину уже «стыдно» описывать, ведь новая современная драматургия ее уже описала много раз. Кажется, что этот образ израсходован, и это отчасти так, но при израсходованности образа не уходит правда, его порождающая. Поэтому в сферу моих текстов входят не только истории, но и, скажем, анализ восприятия историй в современной культуре. Мне так хочется эстетического разнообразия, а «новая драма», в частности фестиваль «Любимовка» очень жестко о себе заявляет как о лидере драматургического процесса. Когда-то меня в студенчестве цепляла современная драматургия. До меня вдруг долетали произведения Василия Сигарева, Юрия Клавдиева, Ярославы Пулинович (хоть и поколения разные, но работают они в одной парадигме), и я думал, что это «про жизнь»: так фотографично, будто камерой снято. Сейчас уже вижу эти тексы в другом свете. То ли я изменился, то ли увлекся другими вещами. Я не против такой литературы. Тут другое. Большой разговор может выйти. Я по-настоящему люблю Театр.doc. Там есть структурность, есть композиция, порой не видно драматурга, и, мне кажется, здесь я готов сделать безоговорочное исключение. Мне нравятся те ситуации, когда зритель  должен заглядывать еще и за драматурга. Я, к сожалению, еще очень плохо об этом говорю, но возможно, в драматургии сейчас нужно сделать какой-то переворот, искать новые формы. 

В.Б. Как рождаются ваши тексты?

А.Т. Я сейчас убежден, что личная судьба автора – это и есть базовый феномен любого произведения. Но среди прочего есть такие интересные вещи: когда я пишу, это ведь не вполне я, или в моих произведениях всегда есть немного меня. Я придерживаюсь мнения, что и то и другое – правда. Это противоречие – борьба противоположностей. С одной стороны, я катастрофически молод, чтобы говорить о тех вещах, что есть в спектакле «Конец Героя», а с другой, – я уже понимаю, что хочу и готов рассуждать обо всем, в первую очередь о смерти. Пока что я боюсь ее, как в принципе и все, страхом смерти пронизано всё – даже в спектакле эта линия чуть ли не главная.

​ "Конец героя". Фото из архива Театра Поколений "Конец героя". Фото из архива Театра Поколений
​ "Конец героя". Фото А. Сухинина

В.Б. Спектакль «Конец Героя» изменил вашу жизнь?

А.Т. В какой-то степени да. Мне трудно говорить про «Конец Героя». Пока не представляю, как можно сделать еще лучше. «Конец Героя» в каком-то смысле традиционный при всей его авангардности, он дает оценку совершенно конкретной тематике. Происходит интересная штука: я встречаю людей, которые смотрели этот спектакль, и понимаю, что как бы давно они его ни смотрели, он оставляет в памяти какой-то отпечаток. Недавно мне написала девушка о том, что после просмотра она рассталась со своим молодым человеком. Нет, это было без негатива, а наоборот – какое-то «прозрение». Инициатором была она. Видимо, есть что-то в этом спектакле, что может побудить людей к пересмотру своих отношений – они либо укрепляются, либо разваливаются вообще. Другая девушка говорила мне, что все, что она видела там, – не про жизнь, и это, возможно, отрицание такого понимания жизни. В какой-то момент на третьем часу ты уже точно начинаешь понимать – то, о чем говорится, лежит на поверхности, но мы это не видим. И речь здесь не про то, что мы насквозь такие – скучные, грустные, предатели и подвергаемся унынию, это уже природа, что ли. Если приоткрыть завесу столичной жизни, да и даже в городах моего детства, можно увидеть сплошь и рядом такие отношения, и это даже не прячется. Люди существуют с ненавистью друг к другу – такие странные, изуродованные жизнью тетки и мужики.

В.Б. В конце спектакля герой встречается с гадалкой, точнее, его родственники силой приводят туда. Это было написано с пониманием бессилия человека перед реальным миром, или вы подшучивали над ситуацией?

А.Т. В сцене с гадалкой главный герой приближается к ответам, несмотря на то, что он в эти силы не верит. Он и внутренне проговаривает: «Драматург, ты же знаешь, что к гадалкам нет смысла ходить. Что я тут делаю тогда?» Причем это не вполне гадалка – это собирательный образ мистического. Русский народ до сих пор верит в домовых. И это странно, хоть и самобытно. В спектакле мне необходимо было ощущение космического пространства. Человек может достичь этого пространства либо своими мыслями и работой над собой, либо к гадалке пойти. Главный герой хочет внутри себя понять что-то не про быт, а про мироздание.

В.Б. Вы сами когда-нибудь ходили к гадалкам?

А.Т. Да, но я никогда не был их клиентом (к тому же, все ситуации можно представить). Это самый главный момент иронии в спектакле, конечно же, я в это не верю. Не верю я в этот маскарад. Зачем это вообще нужно, когда есть природа, и все вполне телесно. Мне нравится физика – мир такой, какой он есть. И поэтому мое мнение о гадалках очень скептическое.

Image removed.
"Конец героя". Фото А. Сухинина

В.Б. Вам тридцать один год, а в спектакле чувствуется такая колоссальная многолетняя усталость героя. Откуда?

А.Т. Когда я приехал на лабораторию в Улан-Удэ от СТД с этим текстом, то организаторы фестиваля не поняли, что я – автор. Не поверили. Ждали какого-то мужчину сорока лет, который уже многое прошел и знает. Во всем этом опыте присутствую не только я, но и мои родители. Мы долгое время жили в очень тесной квартире, и мне повезло, что моя семья так и не развалилась. Они очень старались, хоть я и видел невероятную амплитуду между нежностью и кровопролитием. Всепоглощающий быт, когда покупка чего-либо становилась чуть ли не главным событием в семье. А потом я стал наблюдать за собой, за окружающими, сам был в браке. Когда я сделал «Конец Героя», понял, что время настало: мы объединили силы с Данилой Корогодским, и спектакль получился.

В.Б. Чему вы хотите научить человека, занимаясь таким ответственным и в то же время, живым, интуитивным творчеством?

А.Т. Научить ничему. Мне нравится видеть, какое воздействие оказывает мое творчество на людей. Кто-то не понимает, кто-то говорит, что это новое слово, а кому-то я просто не нравлюсь – «мальчик выпендривается, наслаждается собой». Ну, это и неважно. Важно оставаться честным с самим собой и делать то, что тебе сейчас кажется нужным. Это простая истина, да, и что? Но это моя позиция в данный момент. Я сейчас исследую один эстетический феномен: почему некоторые слова и темы становятся избитыми и при этом их в искусстве использовать нельзя. Негласно, я имею в виду, хотя они по-прежнему актуальны. Считается дурным тоном говорить об очевидных и банальных вещах. И именно поэтому я сделал «Конец Героя» историей про заболевшего раком обывателя. Я не считаю, что нужно закрывать глаза на это очевидное и постоянно происходящее только из-за того, что какое-то количество фильмов на эту тему снято. Я знаю – ведь это так наивно, взять такую фабулу. Сделать историю про человека, который погряз в каких-то неудачах, в нелюбви – это до смешного просто. И вдруг он узнает о смертельно опасной болезни и пересматривает основы своей жизни – куда еще проще? А что, неправда? И почему это банально? Может оттого, что не смогли с подобным сюжетом достойно распорядиться те, кто ставил или снимал на эту тему. Хотя, нет, не все. Я ведь много прочел книг и посмотрел фильмов про это, даже неплохое голливудское кино. Но может, значит, не настолько глубоко?

В.Б. Какие темы вы в основном хотите затрагивать в работе над спектаклями?

А.Т. Для меня очень важна тема любви. Точнее, две темы – любовь и смерть. Должен сказать, без хвастовства, я очень разбалован любовью. Никогда не было отрезка жизни, чтобы меня кто-нибудь не любил. И я даже не задавался вопросом взаимности, потому что не чувствовал возможности быть нелюбимым. И всегда я черпал энергию из этой любви, я видел в ней философию. Это, бесспорно, отражается в творчестве. Я также за то творчество, которое заставляет проводить в человеке борьбу за личность, а не за общность. Социум важен, но что может быть хуже, когда находясь в социуме, ты не знаешь сам себя?

Image removed.
Фото О. Фельдман

В.Б. Как вы относитесь к спектаклям, которые идут сейчас в театрах? Что видели в последнее время?

А.Т. Ну вот на «Сне об осени» недавно был. Для меня этот спектакль стал некоторой медитацией – я смотрел, а думал о другом. Не могу сказать, что мне не нравится то, что делает Бутусов. Но меня ни один его спектакль не прошибает. Меня даже мелодрамы больше цепляют. Но я наслаждался самим фактом этого театрального происшествия. Это гораздо лучше, чем находиться на некоторых спектаклях в «Балтийском доме» или Комиссаржевке. Меня привлекает такой инструмент театра, когда спектакль ставится несколько настроенчески: ты можешь уходить куда-то в свои миры и возвращаться в определенные сцены, не потеряв при этом нити действия, так как это для тебя неважно.

В.Б. Помимо театра, есть еще какое-либо занятие, которое вам нравится?

А.Т. Помимо творческих каких-то поисков, я занимаюсь очень специфической работой. В своем воображении я создал себе персонажа.

В.Б. То есть? У него есть имя?

А.Т. Его зовут Альберт. Он занимается менеджментом в нашем театре. У него есть страница Вконтакте, он пишет посты, философствует, люди называют его по имени, он общается, имеет свои взгляды и восприятие. Вообще я думаю, что нужно экспериментировать в этой профессии. Театр должен активно развиваться и в сфере менеджмента, что он и делает. Как бы мы ни старались открыть человеку тайны своих миров и натолкнуть его на самовоспитание, должен произойти путь от нашего создания к этому человеку. И именно поиском максимально надежных и быстрых путей должен заниматься менеджер. Это его искусство. Зрителя искать несложно, но важно достучаться и найти подходящего зрителя.

В.Б. Как вы думаете, спектакль «Что ему Гекуба?» в Театре Поколений это для вас своеобразное возвращение к классике для оценки сегодняшнего дня?

А.Т. Идет перекодировка театрального восприятия в обществе, и когда происходит подобное, то все обращаются к классике. И через это происходит работа с социальными стереотипами. Ты берешь Шекспира,и ставишь его по-новому, и все понимают, что можно и мыслить по-другому. Тем более, сейчас это важно – мы живем в медиа-пространстве, которое жестко держит все социальные стереотипы на плаву. И все сейчас ставят Шекспира. Но по-новому. Ведь старый язык не может говорить о новых явлениях. И театр как институт, работающий с языками, в первую очередь должен заговорить на новом языке, чтобы у людей как будто ветровое стекло освежилось, очистилось от пыли. Это происходит всегда. Но помимо этого, каждая историческая эпоха требует современной драматургии.

Image removed.
"Шекспир, или Что ему Гекуба?" Фото из архива Театра Поколений

В.Б. Вы занимаетесь саморазвитием ежедневно. Есть какие-нибудь спонтанные планы?

А.Т. Да, мне важно постоянно развиваться. Это самодвижущийся процесс. Вот недавно я подал заявку на участие в лаборатории Бутусова. Не то, чтобы я хочу у него чему-то научиться. Все, что он делает, – мне понятно, и это интересная возможность пообщаться с новыми людьми, получить и такой опыт. Я это сделал без особых размышлений. Моя заявка не отличается чрезмерным описанием своей цели и ожиданий от этой лаборатории, я также не старался удивить. Написал правду, что хочу потусоваться.
Я во многих вещах, наверное, наивен, неопытен и очень хочу сохранить эту наивность. Мне верится, что существуют такие добрые, милые театроведы, которые любят размышлять о необыкновенных вещах в театральном мире. Я даже хочу попробовать одну интересную вещь – пригласить театроведа на постановку спектакля, потому что, когда я ставлю, мне важны погружение и разговор о некоторых вещах. Вот я, к примеру, думаю соединить доктеатр и комедию дель арте, и хотел бы поговорить об этом именно с театроведом. Не для того, чтобы он меня поправлял, а просто так я чувствую какое-то расширение сознания, ловлю манки для практики, верю в то, что можно придумать новые приемы и посмотреть «подкованным» взглядом на то, что делаю в своей постановке. 

В.Б. Чем сейчас живет Театр Поколений?

А.Т. Мы активно развиваемся. Дышим и стараемся дышать глубже. Недавно отмечали юбилей Зиновия Корогодского. Мы жили полгода этим событием и сделали ряд проектов, юбилей разросся в очень интересный процесс реконструкции портрета. Мы взяли на себя миссию поднять общий интерес к портрету мастера. Одним из проектов была выставка в Бахрушинском музее, которую Данила Корогодский сделал в память об отце. В большом зале музея, в середине находилась специально выстроенная комната – архитектурная копия кабинета З.Я. Можно было открыть дверь и зайти в этот кабинет. В комнате стоял его реальный стол из кабинета, этажерка для книг и современный кожаный диван напротив. Ты мог сесть на этот черный диван и прослушать музыкальный альбом – семь треков. И эти семь треков – пьеса, разбитая на главы. Мы сделали аудиоспектакль. Потом мы его поставили уже на своей сцене в Петербурге. За три с половиной дня мы сделали целый спектакль, это было своеобразное пластическое действие под аудиозапись, с куклами, танцами, масками и прочим. Мы показали его один раз. И эффект был прекрасный – у зрителей на глазах слезы. Правда было сыровато не только на глазах, но и на сцене. Многие вещи трудно успевать в условиях независимого театра.

"Неокончательный портрет". Фото из архива Театра Поколений
"Неокончательный портрет". Фото из архива Театра Поколений
"Неокончательный портрет". Фото из архива Театра Поколений
"Неокончательный портрет". Фото из архива Театра Поколений

В.Б. Над каким спектаклем вы сейчас работаете?

А.Т. Сейчас у меня есть небольшой набросок – хотим сделать такое мероприятие в театре, которое будет называться «Открытая монтировка». Выглядит как пародия, а с другой стороны, мы ставим забавный вопрос: почему в театрах часто такие злые и неприятные монтировщики? Может, потому, что среда не транслирует им, что они важные люди в театре. Эта проблема существует внутри театра, и она меня задевает. Будет, конечно, весело – монтировщики, которые увлечены своим делом и параллельно с этим ведут философские беседы. Все начинается с монтировки – и это целое искусство, от которого зависит спектакль. Нужно иметь творческое самочувствие во время  монтировки, и во всякий момент времени это искусство должно быть прекрасно, без бардака. Закулисье вообще невероятная вещь, очень много зависит от атмосферы, создающейся там. Возможно, мы сделаем спектакль, в действие которого включим и зрителя: он будет нам помогать ставить этот спектакль – морально, физически. Такая провокация для движения. По пути мы будем делать остановки, где будем комментировать это искусство, затронем философию. Физический процесс не будет проходить без интеллектуального погружения. Я точно не помню, когда видел театр с доброжелательными монтировщиками. А когда на банкете после выпуска спектакля (это было сравнительно давно и не в Питере) одна из актрис подошла ко мне и устроила скандал, почему на банкет позвали монтировщиков, я крайне возмутился. Я считаю, что все должно быть взаимосвязано и подчинено гармонии – от первого утреннего действия на сцене с поворота ключа и уборки сцены до последнего звона аплодисментов, если они предполагаются.

В.Б. Вы бы хотели создать нечто такое, что до вас никто не создал?

А.Т. Я бы создал такое пространство, частично напоминающее людям церковь, но ни одного атрибута самой церкви там бы не было. Были бы раздевалки, в которые можно зайти после рабочего дня, надеть спортивное и выйти в гигантский зал немыслимых размеров. И там – хореограф, и вы вместе делаете танец. И через телесное всем становится хорошо – ведь большинство проблем оттого, что человек перестает чувствовать свое тело. И будет это не дом культуры, не танцевальные курсы, а дом искусств для «лечения своей души». Это могло бы потом, конечно, обрасти новым слоем суеверий, с идеологической обработкой, но, конечно, хотелось бы без этого. Все, что я хочу делать, и все, во что я верю, – просто и банально. Я хочу, чтобы, приходя на спектакль, зритель чувствовал, что мы меняемся ради него. Без этого понимания не будет результата. А все, что мне остается, – это чувствовать свою энергию, правильно ее направлять и бесконечно разгадывать себя, спорить с самим собой для того, чтобы любой другой человек смог этого «меня» принять и прочувствовать, как себя самого.

Март 2017