Поэт - не кукла

"Башлачёв. Человек поющий"
Большой Театр кукол, Санкт-Петербург
Режиссёр Руслан Кудашов

«Но что-то белый снег в крови, да что-то ветер за спиной
Всем сестрам
– по любви, ты только будь со мной
Да только ты живи».
А.Н.Башлачёв

Жизнь бросает меня из одной точки страны в другую. Только вчера прогуливался по осеннему ноябрьскому Арбату, а уже на следующий день обжигает лицо сибирский мороз Петропавловска. А ведь артисты в подобных разъездах проводят всю жизнь… Мне невероятно повезло оказаться в Ярославле в марте этого года, во время фестиваля, на котором я увидел спектакль питерского театра, врезавшийся в память на долгое время.
 V международный фестиваль театра и кино «Золотая крыша» прошел в Ярославле в марте 2014 года. В рамках программы петербургскими гостями из Большого Театра Кукол был показан спектакль-концерт «Башлачёв. Человек поющий». Это первая часть задуманной поэтической трилогии, далее по авторской задумке должны последовать спектакли о Владимире Высоцком и Иосифе Бродском.

Сцена из спектакля, фото - В. Постнов
Фото - В. Постнов

Артисты, выпускники мастерской Руслана Кудашова, закончившие обучение еще в 2011 году, не расстались с мастером, а последовали служить театру в БТК, руководителем которого Кудашов является с 2006 года.
Главный режиссер БТК выбирает именно Бродского, Высоцкого и Башлачёва. Что же связывает этих авторов между собой? Поэты, передающие дух своей эпохи, фигуры значимые, воплощающие внутреннюю оппозицию фальши современного им общества, что естественным образом оборачивается конфликтом и ведёт к трагедийному финалу.
«Я не знал, где я, где Россия. А куда же я без нея?», – важнейший вопрос, определяющий глубинную суть поэзии Башлачёва, ответ на который попытались дать артисты в этом спектакле. Каждый из них, обогащая его своим видением песен известного музыканта, дает текстам жизнь, наполненную новыми смыслами. Несмотря на то, что песни исполняются отдельными номерами, можно наметить единую мысль, пронизывающую концерт: живущий в мире трагических несоответствий герой задается метафизическими вопросами, а ответы на них кроются в самой сущности его чувствительной, глубоко русской души, героически несущей на себе крест сквозь время. Не выдержавший его тяжести, Александр Башлачёв покончил с собой в возрасте двадцати семи лет. Выпав из окна восьмого этажа, расплавил снег своей горячей молодой кровью так, как раньше плавились сердца тех, кто слышал его песни, и этим словно сам ответил на свое: «А куда же я без нея?».

Фото - В. Постнов
Фото - В. Постнов

Когда человек убивает себя – это само по себе страшно, но поэт, решивший покончить жизнь самоубийством, выбирает полёт. Полёт к земле и одновременно к небесам. Страшно и символично.

В спектакле Кудашова окна камерной сцены театра им. Ф. Волкова покрыты слоем чёрной краски, на котором выцарапаны цитаты из песен Башлачёва. Стоя на фоне этой оригинальной декорации, Денис Казачук исполняет «Абсолютного Вахтёра» под фортепианные марши. Распахнув окно, актер произносит: «Этот город скользит и меняет названья. Этот адрес давно кто-то тщательно стер. Этой улицы нет, а на ней нету зданья, где всю ночь правит бал Абсолютный Вахтер». Напряженное описание качеств Абсолютного Вахтера достигает своего апогея под конец песни, когда актер переходит на крик и, сорвав с себя пиджак, видимо, как ненавистный символ цивилизации, выбрасывает его из окна театра на Первомайский бульвар. Тогда уже, закрыв окно и успокоившись, произносит: «Да, впрочем, не все ли равно?».
Не могло быть «все равно» во время исполнения «Палаты №6»: обостренное ощущение несовпадения желаемого и действительного, трагическая ирония из уст Романа Дадаева находят отголоски в биографии омского рок-музыканта, лидера группы «Гражданская Оборона» Егора Летова, принудительно «вылеченного» в одной из психбольниц. Летов писал стихи и песни, читал книги, что помогло ему выжить в тех страшных условиях, когда ломались не только судьбы людей, но и сами люди становились непригодными для жизни. «Спасибо главврачу за то, что ничего теперь хотеть я не хочу», – улыбаясь, произносит неряшливый и нелепый персонаж Дадаева. Сквозь мажорную мелодию проступает смех отчаявшегося и сломавшегося человека, словно перед очередным уколом нейролептиками… Карательная психиатрия является одним из средств Абсолютного Вахтера, решившего избавиться от неугодных личностей, в числе которых мог оказаться и Башлачев со своей активной гражданской позицией.        

Фото - В. Постнов
Фото - В. Постнов

Ирония над властью, правящим режимом в поэзии Александра Башлачёва занимает место отправной точки для ответа на вопрос: «Я не знал, где я, где Россия?». Музыкант, устремляясь к национальному духу, слову, традиции, истории, узнав где Россия, ищет место в стране, которая есть «Росс и Ты». Что же за типаж этот Он, который и составляет население страны? Он – это «Ванюша» актера Сергея Беспалова, загулявший в кабаке, под звуки балалайки, но без копейки за душой, и за то убитый. Он – это «Не артист знаменитый, конечно, но очень похожий» в песне «Хороший мужик», исполненной Ириной Чугаевской. Он – это Иван Кузьмич, ответственный работник, заслуживший почетный геморрой из песни «Не позволяй душе лениться». Он – это стареющий музыкант, утративший талант, но все же слышащий музыку по ночам. Он – это многообразие типажей и лиц в песнях Башлачёва, наделяющего каждого своего героя отличительными чертами. Он – это тот, кому посвящает поэт своё «Тесто», текст которого Ренат Шавалиев произносит, прижавшись к стене, как робеющий ребенок, открывающий окружающим простые и понятные истины добра, взаимопонимания и любви.

Фото - В. Постнов
Фото - В. Постнов

Гул голосов, заглушающий фортепиано концертмейстера Регины Чертковой при исполнении «Имени имен», ассоциируется с ритуальной молитвой. И время молитвы подходит тогда, когда спеты песни о любви мужчины к женщине, когда сказано о любви к родине и недоверии власти, когда рабочие и бродяги отжили положенный им срок на сцене… Тогда, копнув в самую глубину себя и России, мы увидим многовековую основу христианской культуры, которая оказала большое влияние на формирование менталитета современного человека.
Спектакль подходит к концу, и после «Песенки на лесенке» в диалоге с записью самого Башлачёва, актёры заполняют собой сцену для того, чтобы сказать зрителю заключительное: «Всё будет хорошо!».        

ноябрь 2014