"Сын" (2014)
Режиссёр Арсений Гончуков
Как-то не хватает фильмов о человеческом. Чтобы без спецэффектов, без постеров по всем незанятым рекламным площадям, без примелькавшихся лиц в кадре. О людях, что рядом с нами, о любви, о смерти, о прощении, о быте, о бытии. Снимают, но почему-то показывают нечасто и не везде.
Недавно в прокат вышел фильм Арсения Гончукова «Сын» – авторское кино, сделанное, как говорит сам режиссер, «на коленке». И это совсем не тот случай, когда «денег бы побольше – тогда бы такая сильная картина получилась!».
Герои ленты – настоящие люди. Они живут рядом с нами, в тех же высотках, в тех же типовых советских квартирах. Ездят на электричках, простаивают под снегом на остановках. И от трагедии никто не застрахован – мысль и обнадеживающая, и лишающая надежды .
Картина Арсения Гончукова – страшная, но честная и очень человеческая. Режиссеру не нужно прибегать к каким-то дополнительным художественным средствам, чтобы усилить воздействие на зрителя и запустить в нем механизмы сопереживания герою. Не нужно даже имен: есть Сын, есть его душевнобольная Мать, которую он потерял. Есть Отец, есть Сестра. Есть семейная драма, которую не принимает герой. И самое пугающее – он один на один с собой, один на один с миром.
Он болезненно пытается разобраться в себе и в случившемся, найти виноватых,справиться со своей жизнью, лишившейся смысла со смертью матери. Встретиться с сестрой, которая видеть его не хочет, с отцом, который до сих пор неловко оправдывается за свой уход из семьи.
Фильм Гончукова – тот нечастый случай, когда на операторскую работу и на всю остальную технику внимания не обращаешь, настолько все цельно. Есть потрясающие по свету и композиции кадры, есть удачные точки съемки, но концентрируешься во время просмотра не на этом. Мысли крутятся вокруг героя. Почему он поступил так? Почему улыбается? Так это потому, что… А зачем же он это говорит? А как бы я на его месте?.. И ничего ему не скажешь, и не повлияешь, потому что это кино.
И это хорошее кино.
ноябрь 2014