Колечко-то закатилось...

"Я.Ма2". Валерий Шергин
Центр современной драматургии (Екатеринбург)
Режиссёр Александр Вахов

"Я.Ма2" – продолжение социального проекта Центра Современной Драматургии, в рамках которого уже было осуществлено несколько постановок. Как мы можем заметить из названия, это уже вторая часть цикла "Ям". Объединяет эти два спектакля тема – наркомания, а также жанр – вербатим. Первая часть называлась "Я.Мы". В ней главной героиней была бывшая наркоманка. Отличие второй сразу бросается в глаза двойным названием – "Я.Ма2" – повествование от лица матери. Матери двоих детей, у которой жизнь сложилась так, как и врагу не пожелаешь.

Фото - Е. Гецевич
Фото - Е. Гецевич

Начался спектакль с жутких скрипов по ту сторону двери в полной темноте. Мурашки по телу. На протяжении всего действия эти скрипы звучали регулярно, часто слышались глухие голоса, которые звали нашу героиню, а она всё испуганно оборачивалась, и снова наступала тишина.
Действие развернулось еще на входе в театр, где мы и познакомились с судьбой Тамары (актриса Татьяна Бунькова). История началась с конца, точнее с кольца, которое закатилось, как и её жизнь.
Зритель вслед за героиней прошёл целый путь не только по её жизни, но и буквально – в пространстве театра. Создалась иллюзия, что мы пришли к ней домой, посидели за одним столом, потом перешли в гостиную, посмотрели фотографии. Каждый этап её истории начинался в разных помещениях (костюмерная, прихожая, сцена, закулисье). Тем самым, пройденный нами круг символизирует кольцо, из-за которого оборвалась жизнь героини. И всё из-за нелепой ошибки – просто потому, что колечко закатилось под тумбочку. А все обвинили в краже её сына, и так не идеального, отсидевшего в тюрьме, употреблявшего наркотики, с детского возраста воровавшего. Он не смог этого пережить. Не выдержал обвинений. Повесился. А что делать? Ничего уже и не сделаешь.

Фото - Е. Гецевич
Фото - Е. Гецевич

Многие плакали вместе с Тамарой.
За такой маленький промежуток времени она поделилась самым сокровенным. Она искренна со зрителем, как на исповеди, не ищет себе оправданий, признаёт все свои ошибки. Не пытается выяснить, кто виноват – так сложилось. Для неё главное то, что ее сын невиновен.
Этот спектакль заставляет задуматься о том, что, бросив камень в другого, и так оступившегося, меняешь его жизнь и жизни людей, находящихся рядом. Обвинить кого-то легко, но что может скрываться за этим осуждением, мы никогда не узнаем. Кто-то просто бросает неосторожную фразу, а как она "ударит" человека, не задумывается.
Пора уже начинать отказываться от таких предубеждений, как "бывших наркоманов не бывает", "люди не меняются" и уже начать верить в чудо. В то, что человек может измениться. У нас с Вами есть два пути: жить и верить, что чудес не бывает, или жить и знать, что каждый момент - чудо.

ноябрь 2014