"Евгений Онегин". П. И. Чайковский
Екатеринбургский театр оперы и балета
Режиссёр Дитер Мартин Каэги
Художник Дирк Хофакер
Дирижёр Владислав Карклин
К чему изобретать национальный гений?
Ведь Пушкин есть у нас: в нем сбылся русский дух.
Новелла Матвеева
Дитер Мартин Каэги представил новый современный вариант классической оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин». Режиссёр перенёс события романа А. С. Пушкина из 19-го века в 50-60-е годы 20-го. Зритель легко это понимает благодаря работе художника Дирка Хофакера. Костюмы и реквизит, используемые в спектакле, переносят нас в иную эпоху, но вечные проблемы – любовь, предательство, ревность – остаются неизменными.
В оригинале 1878 года опера была разделена на три части, причем второй акт начинался с именин Татьяны, а третий – после дуэли. Дитер Каэги разбил спектакль лишь на два действия (до гибели Ленского и после). Такое решение не нарушает конструкцию оперы Чайковского, скорее наоборот, усиливает внимание публики и желание узнать продолжение сюжета. И хотя чудесная музыка немного заглушает голоса актёров, из-за чего они тонут в «бездонности» оркестрового сопровождения (дирижёр Владислав Карклин), особых трудностей в вокальном исполнении не заметно. В целом весь оперный спектакль напоминает волшебную сказку с печальным концом.
Под увертюру открывается занавес, и на фоне широких русских просторов перед нами предстаёт грациозная, полная сил Татьяна (Ольга Тенякова). Она, подобно мифологической богине Диане (или Артемиде), облачена в одежду охотницы с луком в руке и колчаном, полным стрел, за спиной. Стрела, попавшая в цель, подчёркивает решительность характера девушки, её уверенность и смелость. Вслед за ней появляется ветреная светловолосая кокетка Ольга (Надежда Рыженкова), которая отдыхает на шезлонге, предавшись мечтам. Важно отметить, что Дитер Каэги сохраняет идейный замысел Чайковского в портретном описании персонажей оперы, как и отношение композитора к героям: нежное, сочувствующее к Ленскому (Евгений Крюков) и совершенно презрительное к Онегину (Дмитрий Стародубов). Улыбку и симпатию вызывают Ларина (Екатерина Нейжмак) и няня Филиппьевна (Светлана Пастухова). Дамы так дополняют друг друга, что возникает иллюзия родственных отношений между героинями оперы, даже их костюмы имеют большое сходство (обе в домашних сарафанах и передниках).
Сюжет развивается постепенно. Поначалу кажется, что первое действие оперы слегка затянуто, но начиная со второго акта, темп нарастает. Некоторая историческая неточность разрушает гармонию спектакля и создает путаницу в сознании зрителя. О каком веке ведётся речь, почему так одеты персонажи? Перенос во времени выполнен с некоторыми фактическими ошибками, из-за этого задуманные «изюминки» теряют свою оригинальность и становятся абсурдными. Скутер Онегина был бы идеальной трансформаций породистого скакуна в советский мотороллер, если бы не искажение истории, которое превращает интересную идею в традиционный штамп об уже более тридцати лет не существующем СССР.
Можно обнаружить и несостыковку сюжетных эпизодов. Кажется, что каждый кусок вырван из отдельного спектакля. Режиссёр показывает русскую деревню, коллективное хозяйство, потом, неожиданно, – «буржуазный» дом, именины интеллигентной обеспеченной девушки. А сцена с аристократией петербуржского общества абсолютно не вписывается в общую картину оперы, просто настоящий бросок еще на сто лет назад. Несовпадение времени года – опять противоречие. Действие начинается с осени, знакомство Онегина с Татьяной и её именины не разделены никаким временным промежутком, будто бы важнейшие события романа свершились в течение двух-трёх дней. Но вот между именинами Татьяны и дуэлью Ленского с Онегиным проходит не меньше трёх месяцев. В романе Пушкина хронологические рамки совершенно иные.
Спектакль Каэги получился богатым на символику. Таким образом, бассейн в первом акте олицетворяет чистоту души и открытость любящего сердца. На протяжении первой части основная декорация с видом на «русские» просторы (в центре – маленький зеленый холм) остаётся неизменной, но игра света Томаса Мэркера создаёт иллюзию смены главного фона. Убитый олень из пятой картины – без сомнения, символ гибели страстного, разочарованного в жизни и любви Ленского. Этот образ усиливает трагизм ситуации в десятки раз. Дуэль воспринимается не обычным явлением для того времени, а ключевым моментом, повлиявшим на дальнейшую жизнь всех героев. Вместо привычных пистолетов задействованы массивные охотничьи ружья, что невольно делает дуэлянтов солиднее и старше. Прозрачный зеркальный экран (шестая и седьмая картины) – далеко не новая задумка. Мейерхольд был первым, кто стал использовать отражающий экран как декорационный элемент. Его применение позволяет зрителям почувствовать себя важной составляющей происходящего на сцене. В последней картине экран разделяет сцену на две части: первый план – Онегин и Татьяна, второй – тень аристократии в нежно-фиолетовом тоне. Наконец, воздушный балетный танец. Безусловно, сочетание балета и оперы тоже не является новшеством. Танец воспринимается как связующее звено между Татьяной и Онегиным. Образ танцующих влюблённых – это ностальгия, воспоминания о несбывшихся мечтах. Воскрешение давно умершего чувства – центральное событие третьего действия. Сильные эмоции вызывает сцена объяснения Гремина в тот момент, как Онегин держит в своей руке ладонь его жены, Татьяны. Естественный, известный всем исход – герои не могут соединить свои судьбы. Неотвратимое случается, верная своему долгу Татьяна убегает, даря возлюбленному прощальный поцелуй, Онегин остается один. Они обречены на разлуку. Так завершается эта печальная и изящная история.
ноябрь 2014