"Интерстеллар" (2014)
Режиссёр Кристофер Нолан
Недавно вышедший фильм Кристофера Нолана «Интерстеллар» вызвал неоднозначную реакцию у зрителя. Многие сравнивает его с «Космической одиссеей 2001» Стенли Кубрика, и часто звучит мнение, что попытка сделать фильм в жанре научной фантастики оказалась неудачной. Что ж, возможно, это справедливо, если рассматривать «Интерстеллар» с такой точки зрения, но для меня это просто ход режиссера, его попытка донести свою мысль и представить проблему как можно более глобально. Один из лучших способов отобразить масштаб неизведанности и загадочности человеческого существа – отправить зрителей в космос.
Если мы уйдем от сравнений и не самых удачных определений жанра, то мы сможем абстрагироваться и рассмотреть фильм с другой стороны. Не с позиции подсчета «ляпов» в космической терминологии и точности передачи космических пейзажей, а с понимания того, что за всем этим стоит. Тогда, возможно, весь этот космос окажется не так уж и важен.
Что мы видим? Человечество на грани вымирания, и единственный шанс спасти людей – найти альтернативную планету. Единственные люди в этом фильме, которым есть дело до апокалипсиса – семья главного героя Купера (Меттью МакКонахи). Таким образом, мы сразу можем уменьшить масштаб трагедии до размеров одной семьи. Именно она стоит на пороге своего личного конца света. Выбитый из колеи смертью жены, потерявший работу – дело всей своей жизни – Купер утратил связь с близкими, так отчаянно в нем нуждавшимися. Он не слышит, что говорят ему, и сам не спешит чем-то делиться. Каждому члену этой семьи необходимо внимание, тепло, и, конечно же, любовь… Вот здесь и появляется путешествие в другие миры: поняв, наконец, что его родным угрожает опасность, герой МакКонахи летит в космос, чтобы спасти в первую очередь свою семью.
И тут есть интересный момент: большинство зрителей отправляются в полет вместе с ним, в то время как сам герой, возможно, остается в той же комнате своей дочери, тщетно пытаясь найти решение проблемы. И в сущности, весь космос, что мы видим на экране – это ничто иное, как сам Купер : его мысли, страхи, поиски.
Далее братья Ноланы (режиссер Кристофер Нолан, сценарист Джонатан Нолан) окончательно запутывают зрителя, наполняя сцены перегруженными научной терминологией диалогами и красивыми картинками космических просторов. Лишь изредка во всем этом «Космосе» слышатся слова о любви, о сожалении, о сострадании – о самых важных человеческих чувствах, многими уже забытых. Но чего тем самым пытается добиться режиссер? Все очень просто: весь этот антураж, все эти ненужные диалоги, не несущие никакого смысла картинки, периодически раздражающая ухо музыка Х. Циммера, – все это лишь подчеркивает, как сложно в изобилии «шумов» современного мира вычленить то, что действительно важно, и как непросто это сохранить. Ведь тема чувств в «Интерстелларе» звучит стаккато. Не пропадая совсем, она не имеет логического завершения ни в одном эпизоде. Эта тема идет очень тонкой, практически незаметной на фоне галактических приключений линией сквозь весь фильм. И только в конце картины она становится, наконец, очевидной.
На протяжении этой космической экспедиции мы наблюдаем за персонажем МакКонахи, и эта экспедиция вдруг становится менее реальной, все это – просто мыслительный процесс нашего героя. Как часто каждый из нас, сталкиваясь с какими-то трудностями, загоняет себя внутри своей головы в эти самые космические дали и черные дыры. В частности, люди редко видят простые пути, они склонны искать причины, оправдания, и уходить далеко-далеко от решения проблемы, которое, как правило, лежит на поверхности. Так и Купер: он на самом деле никуда не улетел, но оказался вне зоны досягаемости. Он уходит из комнаты, в которой есть уже все ответы – любящая дочь, домашний уют, большой книжный стеллаж. Вообще, почему все действие закручено вокруг этого книжного стеллажа? Книги в этом фильме – живые, они как ворота из одного мира в другой, как ответы на все вопросы, как подсказка правильного пути. В начале главный герой игнорирует их, но для его дочки книги оказываются проводником в мир отца, а в конце – становятся единственной ниточкой, связывающей его с миром дочери.
Так что же мы видим? «Космическую одиссею»? Одиссею – разумеется, но космическую ли? Весь три часа мы наблюдаем мучительные переживания Купера, его работу над собой, переоценку ценностей. И у него получается, он находит ответ, наконец-то понимает, что единственное спасение его семьи (читай землян) – это любовь, внимание и умение слушать и слышать друг друга. Но уже слишком поздно. Ведь никто не вернет ему все эти годы, потраченные на бессмысленное путешествие от себя к себе, ничто не заменит ему время, которое он бы мог провести с детьми, внуками. Он ушел в космический полет своих мыслей, и лишь потом осознал, что все самое необходимое, все, что он столько лет искал, было в той самой комнате. Уже не вернуть годы, потраченные в Зазеркалье. С другой стороны «книжного стеллажа» – Мёрф (Джессика Честейн), дочка главного героя, которая, в отличие от своего отца, не ищет ответов где-то «там», она сразу знает, что ей нужно, и где это найти. Она живет на Земле, и не пытается прыгнуть выше нее. Ее «одиссея» – это путь в мир ее отца. Она верит в то, что он «вернется», и для их семьи все еще может закончиться хорошо. Для этого Мёрф даже начинает изучать космос. Её интерес вызван исключительно желанием быть ближе к отцу. На протяжении всей картины она остается для главного героя чем-то вроде нити Ариадны: дочь искренне верит в него, и протянутая к нему рука не опускается.
Как мы видим в финале, ее земной путь приносит куда больше результатов, чем космический путь Купера, хотя, казалось бы, ищут они одно и то же. Пока он бесцельно «витал» в просторах своего «сознания», пытаясь найти новый мир, Мерф просто сделала это – создала этот мир, ведь планета, которая в конечном итоге стала спасением для всех, была названа именно в ее честь. И только благодаря своей дочери главный герой возвращается домой, наконец, приняв протянутую ему руку. Персонаж Джессики Честейн имеет особую миссию, является структурным для этого фильма, как в частном (для своего отца), так и в общем (для всех землян) смыслах. Вся жизнь Мёрф посвящена надежде – отец надеется увидеть свою дочь, земляне надеются начать новую жизнь, и лишь ее вера и любовь помогают этому сбыться.
В таком ракурсе посланием этого фильма можно считать очень простую мысль: не стоит терять время на освоение космоса и чего-то непостижимо далекого, ведь все, что нужно каждому из нас, находится невероятно близко, стоит только открыть свое сердце, принять и поверить.