«Чудотворец». По мотивам повести Д. Хармса «Старуха»
Театр ЦЕХЪ
Режиссёр Александр Кладько
Как повезло детям, а значит, и всем нам – читателям и почитателям Даниила Хармса! Его взгляд на такой обыденный и тусклый мир проходит через чистую призму детскости, доброго дурачества, а так же через уход от общепринятого старого мышления к новизне сознания, позволяющий взглянуть на реальность «сквозь завесу».
Спектакль по повести Хармса «Старуха», поставленный театром ЦЕХЪ, прекрасно подчеркивает этот непростой, непостижимый до конца и такой странный путь поэта и рассказчика. Его стремление обнаружить полноту окружающего мира и поведать нам об этом «по-своему».
Поэт и «исследователь жизни» шел через тернии социальных переворотов и обличений, душевных переживаний, личных тревог. Он постоянно находился в поиске правды. Придумывал что-то новое, не запятнанное искаженным миром, искал Бога и творил в очень непростое время.
1939-й – год создания повести. Эта дата написана мелом на чёрной стене в глубине сцены. В чёрной коробке, на фоне чёрной доски, как в учебном классе, проходит все действие спектакля, только от сцены к сцене меняются надписи – они дополняют для хронологической точности все действо.
На площадке выстраиваются актеры. В руках исполнителей оказываются детские музыкальные инструменты: барабан, гармошка, маленькое пианино, саксофон, гитара с усилителем. Под аккомпанемент «детского» оркестра артисты поют «Чудотворец был высокого роста!». Все эти будущие исполнители одной роли как будто «осколочки» самого Чудотворца – автора. Артисты перекидывают, как мячик, друг другу эту роль, по порядку принимая его образ и передавая следующему. «Размноженность» героя не случайна – этот прием помогает усилить «калейдоскопичность» действий и сцен, проносящихся «со скоростью мысли».
Зритель оказывается, как минимум, в двух мирах одновременно: в мире реальных событий, происходящих с точным отображением эпохи тридцатых годов, и тут же в мире фантазий, видений и всего того, что надумал наш герой. Артисты вместе с режиссёром с лёгкостью расширяют эти миры – театральную реальность – за границы возможного. Мы видим разнообразные сцены повседневности: соседка «пилит» своего мужа, обыкновенная очередь за хлебом или радостные пионеры горланят свои песни, бьют в барабаны. Только вот вся эта повседневность выглядит для нас гротесково и гиперболизировано – как это и было у самого писателя.
Сценическое чёрное пространство – комната, стены-дневник – меняются на глазах, становясь то улицей, то домом профсоюза, то трамваем.
В сюжете явно происходит внутренняя борьба героя с придуманным образом «Старухи». Старуха, появляющаяся на пороге пустой комнаты – аллегория времени. Время, и даже смерть, которые гонятся за каждым из нас. Но особенно остро присутствие «Старухи» чувствует главный герой, постоянно спешащий, бегущий куда-то почти в каждой сцене. Жуткая Старуха (Виктор Бугаков) с желтоватым лицом-маской, с тростью медленно переставляет тонкие ноги и приближается к середине сцены.
В руках у нее пустой циферблат без стрелок. Вечность или, наоборот, конец всего сущего. Мертвая Старуха преследует персонажа – от времени не уйти никому. А наш «чудотворец», понимая это, так жаждет быть, творить и любить.
Быть и творить в этом сумасшедшем мире, где окружающие на грани безумия. Но все еще проскальзывает что-то естественное. Маленькие детишки, желающие покормить голубей, совсем не похожи на шумных пионеров; потребность любить в огрубевшей жизни «невероятно милую дамочку» (Ниёле Мейлуте, Анна Хорунжева), которая готова ради своего мужчины даже «пить водку». Вульгарный мир становится вдруг всепрощающим и светлым от одного лишь ласкового слова.
Прекрасная девушка в белом платье, с яркими рыжими волосами – Муза автора – пишет в конце спектакля водой по чёрной «доске», поверх других меловых записей: «Чудотворец есть»! Но фраза исчезает, высыхая, а Чудотворец остается. Он живёт в мире, где громко поют птицы, а дети играют с бабочками и кормят голубей.
Театр ЦЕХЪ дает нам шанс выйти из бетонной, выдуманной взрослыми сферы в новую, незамутненную форму бытия. Окунуться в творческие и жизненные метания великого и простого одновременно человека и найти свой ответ на вечные вопросы. Может, в нас самих есть часть этого «чуда»...
декабрь 2014