«Платонов. Две истории». По рассказам А. Платонова. Инсценировка Ирины Васьковской
Свердловский академический театр драмы (проект «Молодой театр»)
Режиссёр Дмитрий Зимин
Художник Владимир Кравцев
Проект «Молодой театр» был создан на базе Свердловского академического театра драмы. Импульсом к рождению нового театра послужила совместная работа молодого режиссёра Дмитрия Касимова и студентов выпускного курса ЕГТИ над спектаклем «Два приятеля» по И. С. Тургеневу (2010 год). Первой постановкой уже «Молодого театра» стала «Гроза» А. Н. Островского, премьера которой состоялась 27 марта 2011 года.
Платонов – писатель, тонко чувствующий катастрофическую абсурдность социалистической действительности. Созданные им герои совершенно отличны от нас и до сих пор не разгаданы. Невыразительные внешне, можно даже сказать, примитивные и косноязыкие. Их сила и красота в глубокой внутренней цельности. Вероятно, поэтому спектаклей по произведениям Андрея Платонова сейчас не так много – нам, теперешним, с нашим эклектичным «клиповым» сознанием, нам, стремящимся к немедленному утолению сиюминутных желаний, сложно понять людей, искренне отрекающихся от всего личного ради строительства всеобщего блага, насладиться которым смогут только потомки. «Платонов. Две истории» – спектакль «Молодого театра», поставленный Дмитрием Зиминым, – для зрителей стал событием действительно долгожданным.
Пространство спектакля ещё до начала действия сразу же погружает зрителей в подлинный мир героев Андрея Платонова – сцена оформлена деталями реального поезда. И это точное угадывание духа писателя, у которого не может быть ничего игрушечного и бутафорского, – заслуга художника-постановщика Владимира Кравцева. Огромное количество больших гвоздей (так называемых «костылей»), которые предназначены соединять рельсы и шпалы, забиты в стенки поезда, буквально пронизывают всю их поверхность. В коридоре, перед зрительным залом, развешаны изображения, переносящие зрителей в атмосферу спектакля еще до начала. На них мы видим руки распятых этими же «костылями». Когда в спектакле Фро (Анастасия Каткова) разносит письма, она кладет их на гвозди, вбитые в поезд. Они рождают образ орудий распятия, и одновременно с этим – людей, на костях которых построено советское государство. На груду вываленных гвоздей во втором действии садится поп, он же служащий (Антон Зольников). И эту острую метафору можно распутывать как клубок. Самые крупные храмы в Российской империи строили также с большими человеческими жертвами. В этом отношении атеистическое строительство социализма ничем не отличается от создания огромных соборов, воздвигнутых с целью возвыситься, поднять статус города. И башня из тех же гвоздей, в финале уплывающая в темноту, словно говорит о бренности земного устремления превознестись над всеми.
Зрителям показаны две истории по рассказам Платонова – «Фро» и «Третий сын». Сюжетно они между собой не связаны, хотя в спектакле «перемешаны» некоторые герои. Так, например, в первом акте (по рассказу «Фро») появляются сыновья, приехавшие с траурными венками на похороны к матери. Также здесь возникает герой из второго рассказа – не то немолодой гражданин из «Фро», не то отец шести сыновей из «Третьего сына» (Валерий Величко), в обоих действиях рассказывающий о своей умершей жене. Такие механические вставки из одного рассказа в другой запутывают зрителя и вызывают вопросы к режиссёру и драматургу, но хочется говорить не об этом.
Перед исполнительницей роли Фро Анастасией Катковой стоит сложная задача. Красивая актриса, с идеальной, даже модельной внешностью, сначала вызывает откровенное отторжение (не качеством проделанной актерской работы, а именно своим обликом). Но постепенно, по мере того, как складывается история, приходит понимание, почему именно Каткова была выбрана на эту роль. Ее героиня настолько хрупка и беззащитна, что становится совершенно очевидно – ей, с её обычным девичьим желанием любить и быть любимой, жить, подобно чеховской Душечке, ради своего любимого, продолжать род, нет места в системе советского государства. Её женской сущности не суждено реализоваться.
Радуют и актёры, исполняющие эпизодические, но не второстепенные роли. Они существуют предельно искренне на протяжении всего спектакля, играя свои маленькие истории. Это и Екатерина Соколова в роли угловатой, зажатой на танцах Натальи Буковой, и Полина Саверченко в роли ломаной, жесткой, острой Фоминой, и дальше можно перечислять хоть всех.
Второе действие спектакля, посвящённое рассказу «Третий сын», замечательно актёрским ансамблем. Здесь великолепно взаимодействуют актёры разных поколений: трогательный Валерий Величко в роли отца, нежная Мария Савинова в роли матери, и артисты Молодого театра. У Антона Зольникова – тонкая, сложная работа. Его герой существует на грани отчаяния и униженности. Но главное – исковерканность души, юродивость в сочетании с жестокостью, основанной на страхе. Его фраза (к слову о смешанности), взятая из повести «Котлован»: «… я остался без бога, а бог без человека», произносится актёром бытовой интонацией, от которой становится по-настоящему страшно.
В визуальном образе спектакля символично преобладает красный цвет. Нелепо размазанная по лицу Фро красная помада, потом красная верёвка в её руках, которую во втором действии сыновья растягивают в пятиконечную звезду. И этой же звездой в финале пригвождают к металлической стене поезда Платонова, присутствующего на сцене в виде проецируемого портрета. И через секунду также пригвождают зрителей, только не буквально, а эмоционально – песней «Пасха» Юрия Шевчука. И мы слушаем текст «На столе цветы, на душе война. Разбираться нам…», смотрим на измученное лицо Платонова, на всех актеров, которые на протяжении спектакля смело рассказывали нам, сытым и счастливым зрителям, о других людях – надломленных, изувеченных эпохой. И не случайно перед тем как зазвучит финальная песня, в очередной раз мы услышим от маневрового диспетчера (Иван Виненков), зажимающего провода радио зубами: «Товарищи, соединяю!». И спектакль действительно соединяет поколения. Для наших прабабушек и прадедушек – это своеобразная дань уважения. А для молодых людей – это возможность прочувствовать тяжесть советского периода истории страны. На долю именно нашего поколения выпало пожинать плоды советской реальности. На эту тему говорить неудобно, и сложно рассуждать непредвзято. Но что важно, Дмитрий Зимин и его команда сделали спектакль не о «шестерёнках» советской системы, а о людях и их чувствах. Именно поэтому спектакль актуален сейчас, когда говорить о любви к нашей стране как-то неловко и так модно осуждать все советское.