Мертвенная белизна

"Вишнёвый сад". А.П. Чехов
Малый драматический театр – Театр Европы
Режиссёр Лев Додин
Художник Александр Боровский

В декабре Малый драматический театр побывал в Москве и сыграл спектакль "Вишнёвый сад" на сцене Московского Художественного театра.

Очутиться вместе с Раневской (Ксения Раппопорт) в её родном и любимом доме – одновременно страшно и прекрасно. Прекрасно, потому что в этом вишнёвом саду, который окутал белизной весь Художественный театр, в полной мере ощущаешь дух времени, оказываешься в самой сердцевине жизни чеховских людей. Актёры не возвышаются над зрителем, а живут в пространстве зрительного зала, изредка выходя на узкую линию авансцены.
Страшно, потому что знаешь с самого начала – вишнёвый сад будет продан, оторвут от сердца Раневской эту драгоценность, отберут ключи от дорогого дома, даже не придётся снимать чехлы с многоуважаемого шкафа, стульев, дивана.

Фото из архива театра
Фото из архива театра

Дом заранее приготовился к своему концу. Зрительный зал-дом завернулся в белую ткань: завёрнуты кресла, бильярдный стол, стоящий в середине этого онемелого, замерзшего пространства. Исчезло тепло, испарилось счастье. Оно осталось там, за белым занавесом-экраном, где колышутся ветви прекрасных вишнёвых деревьев, где молодая Раневская, светлая Аня, маленький Гриша дышат воздухом счастья, бегают, словно дети, по благоухающему саду.
Живая, нежная белизна вишнёвого сада перелилась в дом и замерзла навек.
Теперь Раневской, вернувшейся из Парижа в мёртвый дом, остаётся только смотреть на этот ушедший в небытие мир, сохранившийся только на пленке.
Раневская-Раппопорт глядит на всё глазами, полными горечи, хочет обнять каждого, хочет соединиться с тем далеким миром счастья, но только дотрагивается до белого экрана – всё исчезает, а она растерянно озирается вокруг. Она нуждается в ласковом, теплом слове, ищет, где приклонить голову. Когда войдёт Петя, она вспомнит об утонувшем Грише, взвоет, метнется за занавес – в прошлую жизнь. В этом вопле всё: тоска, отчаяние, оплакивание вишнёвого сада и себя вместе с ним.
Сквозь сдержанность, холодность и отстранённость персонажей в какой-то момент прорывается вся накопленная в сердце боль. Такой “взрыв” происходит у Шарлотты (Татьяна Шестакова), когда она узнаёт о судьбе дома. Она истерично закричит, а когда закончатся силы – просто ляжет на пол, чтобы уже не встать.
“Взрыв” настигнет Варю (Елизавета Боярская) тогда, когда сначала притянет, а потом оттолкнёт её от себя Лопахин (Данила Козловский). Насытившись поцелуями, он отстраненно скажет: " Вы куда же теперь, Варвара Михайловна?" А Варя, собрав  оставшиеся силы, глухо ответит: " К Рагулиным..." А потом согнется пополам, испустит тонкий звук-свист и затрясется в надрывном плаче на плече у обнимающей её Раневской.

Фото из архива театра
Фото из архива театра

Варя острее всех, как мне кажется, чувствует нутром эту давящую безвыходность. Были бы деньги, убежала бы отсюда, хоть в монастырь. И эту закутанную в грубый платок девушку жалко до слез. Но всё же именно она здесь самая стойкая. Согнувшись пополам на мгновение, она вновь распрямит свою спину, готовая к трудностям предстоящей новой жизни.
Но самый большой взрыв будет у Лопахина-Козловского, до конца не осознающего, что он на самом деле купил сад. Тихо произнеся заветные слова «Я купил», он вдруг сорвётся с места, обежит весь огромный дом, пронесётся тенью великана по саду, закричит на весь мир, что он купил имение, «где дед и отец были рабами». И теперь Лопахин может делать всё, что ему захочется. Может, заключив в объятия, увлечь Варю за занавес в темноту, а потом оттолкнуть  от себя, как ненужную вещь; может неистово рубить вишнёвый сад. И звук, не выдержав напряжения, тоже взорвётся.
Звук стучащих топоров по деревьям, по старой жизни напоминает выстрелы, а звук лопнувшей струны – воздушную сирену.
И когда Лопахин запрёт дом-зал, станет по-настоящему страшно. Фирс, медленно обходя весь дом, будет настойчиво дёргать ручки двери, но его старания –тщетны. Тогда он пойдёт к белому занавесу, но занавес упадет, и голова Фирса упрётся в стену из крепко сколоченных досок.

декабрь 2014