Первый драматургический фестиваль "Новая пьеса для детей" на Новой сцене Александринского театра
В самый разгар детских каникул, три дня, с утра до вечера «взрослые чуваки» (как выразился на одном из обсуждений Борис Павлович) собирались на Новой сцене Александринки, чтобы поговорить о детском театре. Поводом послужил первый драматургический фестиваль "Новая пьеса для детей".
Сложная ситуация с "новыми" пьесами в театре сегодня очевидна, что касается текстов конкретно для детей и подростков - с ними дела обстоят ещё хуже. Репертуары многих ТЮЗов состоят в основном из "вечной" классики, названия современных пьес встречаются в детских театрах крайне редко. Режиссёры жалуются, что хороших текстов для детей нет, драматурги обиженно отвечают, что пьесы пишутся, просто режиссёры их не читают. Действительно, многие пьесы сегодня остаются без внимания, и, как подметил Максим Курочкин, "протухают", так и не попав на сцену.
С выявления и обсуждения проблем, касающихся современной драматургии и театра для детей, всё и началось. В рамках открытия фестиваля состоялся круглый стол, где организаторы постарались собрать самых разных специалистов: драматургов, режиссёров, художников, критиков, завлитов, психологов - каждый рассматривал ситуацию со своей специфической точки зрения. Говорили не только о драматургии, но и в целом о современном детском театре, самих детях, родителях и педагогах - последние в данном случае играют большую роль. Вообще было сказано много важного, и трёхчасовым лимитом круглого стола всё не закончилось. Темы, поднятые на открытии, обсуждались участниками на протяжении всего фестиваля.
Собственно, главными событиями, ради которых фестиваль и организовывался, были читки пьес современных драматургов. Правда, читками это назвать сложно. Молодые режиссёры и актёры, а где-то и художники, которым доверили подготовить тексты к восприятию детской аудиторией, хоть и в лабораторных, сжатых по времени условиях, постарались от души. Совершенно разные пьесы и режиссёрские решения сделали общую картину живой и интересной.
Удивительно трогательная, но не без доли юмора, пьеса Аси Волошиной "Анна Франк", прочитанная Евгенией Сафоновой, и дополняемая проецируемым на экране дневником с записями, рисунками и фотографиями еврейской девочки, вынужденной спасаться вместе со своей семьёй в убежище от нацистского террора, но не теряющей своей мечты - стать писательницей. Выходящая за рамки взрослого разума, но воспринятая детьми очень весело, пьеса Павла Пряжко "Цыплёнок с большими глазами", срежиссированная Александрой Абакшиной. Такая же невероятная пьеса Максима Курочкина "Детство невовремя" - о взаимоотношениях отца и сына, в исполнении Антона Маликова.
Пьеса Ирины Тануниной "Я вас всех люблю", представленная Анфисой Ивановой как монолог девочки-детдомовки, сразу же вызвавшая у зрителей ассоциации и сравнения с "Наташиной мечтой" Ярославы Пулинович, после которой уже сложно сказать на эту тему что-то новое. "Всего лишь игра" Юлии Поспеловой - история о мальчике, переживающем то, что у него нет друзей, выполненная режиссёром Александрой Мамкаевой с использованием «живого рисования» и интересных звуковых эффектов, создаваемых актёрами с помощью подручных средств. Прекрасная пьеса Юлии Тупикиной "Майя и Кощей", оригинально воплощённая режиссёром Александром Артёмовым в манере «гнусавой» озвучки легендарного переводчика голливудских фильмов 90-х Леонида Володарского. «Экспедиция» Александра Молчанова, замечательно сделанная Степаном Пектеевым даже не как читка, а пересказ пьесы, и воспринятая зрителями как полноценный спектакль. Забавная пьеса Анны Богачёвой "Хочу луну" - о капризной принцессе, возжелавшей иметь то, чего ни у кого нет - луну, решённая Александром Никаноровым как музыкальная сказка. Не совсем привычная для драматургического жанра "Пьеса без слов" Оганеса Мартиросяна, прочитанная и пластически "проиллюстрированная" режиссёром Татьяной Прияткиной. "Тявкай и рычи" Юрия Клавдиева, представленная Семёном Александровским, - о борьбе лесных зверей с ползучими гадами, неожиданным концом - где зло побеждает и пронзительным финальным призывом: "...Рычите и тявкайте, господа, каждый на своем месте, и тогда больше никто никогда не умрёт".
После показов проходили обсуждения, где организаторы призывали высказываться, в первую очередь, детей. Совсем маленькие зрители, не привыкшие к подобным мероприятиям, не слишком охотно вступали в диалог (обычно в таких случаях применяются игровые формы), старшие ребята отвечали смелее, выражали своё мнение об увиденном, задавали драматургам вопросы. Активность же беседы поддерживали взрослые профессионалы, но это не был в банальном смысле "разговор отцов про детей". Педагоги и режиссёры делились своими мыслями, опираясь на работу со школьниками. Молодые оценивали пьесы, основываясь опыте своего недавнего подросткового возраста. Рассуждения же психолога Натальи Колмановской превращались каждый раз в познавательные мини-лекции.
Последние вечерние читки плавно перетекали в творческие встречи с драматургами, за три дня зрители пообщались с Павлом Пряжко, Максимом Курочкиным и Юрием Клавдиевым. Результаты фестиваля не заставили себя долго ждать: пьеса "Всего лишь игра" была замечена продюсером Надеждой Конороевой и взята в работу, а Татьяна Прияткина продолжает делать спектакль по "Пьесе без слов". Фестиваль подтвердил, что хорошие пьесы для детей пишутся, и молодые режиссёры готовы с ними работать и в драматическом, и в кукольном, и в пластическом театрах.
январь 2015