"Птицы"
Режиссёр Борис Константинов
Театр марионеток им. Деммени
Этот спектакль не играют. Уже давно. Но я помню его весь, он же мой самый любимый. Он показывает, что кукольный театр – не фигня для малышей. Многие думают: «фу, марионетки, это для тех, кто в памперсе». Кажется, что нет кукольных спектаклей на темы серьёзные и взрослые. Но «Птицы» – это то, что должен увидеть любой человек. Этот спектакль сделан красиво, в нём необыкновенные куклы и декорации.
В самом начале идёт жизнь леса. Красивая и мирная. Милые птицы, он и она, обычная любовь простых птиц. Потом приходит беда. Страшно так, что хочется кричать (когда я маленькая смотрела в первый раз, кричала). Машины рушат лес и делают на его месте свалку. Это показано театром теней. Но куда идти птицам? Кто-то из зверей покинул свой родной дом. Но наши герои (вероятно, это дрозды) уже завели яйцо. Как они могут улететь с ним? Никак. И бросить нельзя. Все уходят, а они остаются посреди вонючего мусора ради ребёнка.
Ребёнок-птенец чувствует неладное. Он задаёт вопросы, и опять у птиц проблема – сказать ли правду малышу о том, в каком виде его родина и его дом. Нужно ли ему это знать? Птенец боится вылупиться, боится, что там его ждёт. Надо ли родителям врать малышу, если правда – просто кошмар? Они решают придумывать, что вокруг лес и звери. Но никого же нет. И каждый раз, когда выкидывают мусор, птицы раскрывают над яйцом старый зонтик.
У птенца сомнение: а где же звери, про которых рассказывают ему? Тогда отец ищет хоть кого-то. Хоть крысу облезлую. Но нет даже крысы, и он приносит игрушки. Таких несчастных игрушек вы не видели! Конечно, их бездушно выкинули на свалку и купили ребёнку очередное «лего» и барби. Птицы чинят их, как могут. И, чудо, игрушки оживают и готовы дружить с птенчиком. Они учат его важным вещам. Дружбе и смелости. Вместе решают победить Мусорного Дракона. Огромного, ужасного Дракона из мусора и всяких бутылок. Но малыш птенец говорит : «Я тебя не боюсь!», и это важно, ведь дракону нужно, чтоб его все боялись. Это главные слова спектакля. Актёру нельзя их забывать.
Дальше, конечно, малыши-звери победили Дракона. Но птенец должен улетать с семьёй. Где ему жить дальше: с ними или здесь, с друзьями? Он не знает. И тогда друзья убеждают его улететь, хотя он делал их мир живым. Мы видим, как на фоне луны улетает вся семья Птиц. А игрушки накрывает мусором. Им не улететь. Если бы они разрешили птенцу остаться, он бы мог умереть вместе с ними.
Получается, всё зря? Но режиссёр не может так оставить дело в своём спектакле. Сквозь мусор растут новые зелёные ветки. Когда птенец вернётся взрослым, его будет ждать лес. Только друзья погибнут.
Не сказать, про что спектакль. Про экологию? Раздельный сбор мусора и защиту леса? Да.
Про семью и про то, как важны родители? Да.
Про дружбу? Да.
Про то, что смелый подвиг может сделать даже маленький? Да.
Про то, что не надо сдаваться? Да.
И человек выходит из зала с вопросами. Правы ли были птицы, рассказывая сказки? Погибли ли игрушки? Вернутся ли птицы? Кто побеждает сейчас: Дракон или кто-то другой? Может, спектакль о том, как вырастить птицу даже среди гадкой помойки с драконом…
Я всё ждала, пока вырастет мой брат и увидит «Птиц». Чтоб проверить, каким он растёт. Но спектакля нет. Говорят, потому, что режиссёр уехал. Но многие режиссёры вообще умерли, а спектакли их идут. Или, что актриса по личным причинам не может играть. Но ведь можно попросить другую актрису. У нас целый институт готовит актёров.
Если вы думаете, глупо писать о спектакле, которого нет, то это не так. Говорят, человек жив пока его помнят. И у спектакля то же самое. Театроведы для того и нужны.
Мне непонятно, почему нам не показывают «Птиц». Может, это что-то политическое. Или, может, не всем нравится на спектакле думать. Приведут годовалого малыша и потом начинают: «Наш малыш не смеялся, наверное, плохой театр, отдайте деньги». Я буду ждать «Птиц». Если Борис Константинов поставит его в другом городе, то буду там его смотреть.
И вы, как только увидите в афише, сразу идите!
январь 2015