"Анри"
Свердловский театр музыкальной комедии
Постановка и хореография – Лариса Александрова
Сценография и костюмы – Дмитрий Разумов
Мировая премьера «Анри» Свердловского театра музыкальной комедии вызвала бурю восторга у зрителей. Ballet-Chorus – такой жанр постановки был заявлен авторами. Хореограф Лариса Александрова задалась целью не просто представить историю жизни «талантливого карлика» Анри Тулуза-Лотрека, путь, полный ужаса, страданий и унижений со стороны окружающих, но и всё то, что чувствовал великий художник. В спектакле мир показан через призму его сознания.
Соблюдена четкая хронологическая последовательность, начиная с самого детства, и заканчивая гибелью Анри, терзаемого тяжёлыми воспоминаниями. Каждая сцена – своеобразная ступень. Из этих ступеней состояла лестница Лотрека. Как истинный гений, он пребывал в каком-то вечном безумии. Люди не просто считали его никчёмным человечишкой, они ломали его ежесекундно. Алексей Литвиненко, исполнитель роли Анри, сумел передать это ощущение полной душевной катастрофы своего героя. Безысходность и отчаяние человека, жизнь которого пропитана алкоголем и страданиями. Это читается и в походке, и во взгляде снизу вверх. Герой Литвиненко находится в постоянных усилиях над собой, стремлении быть счастливым там, где это невозможно. Вечное одиночество и непонимание. Рядом лишь подруги, танцовщицы «красной мельницы», ножки которых игриво обвиваются вокруг тела художника.
Есть ещё два персонажа, которые обостряют взаимоотношения человека и фортуны в парадоксальной жизни Тулуза-Лотрека – это белый клоун (Антон Левин, студент ЕГТИ) и Судьба (артисты балета и хор театра под руководством Светланы Асуевой). Белый клоун очень напоминает образ Смерти в мюзикле «Ромео и Джульетта» французского режиссёра Жиля Амаду. Смерть, облачённая в белоснежное одеяние, подчиняла себе каждый шаг Ромео; точно так же белый клоун руководит любым действием художника. С первого появления на сцене клоуна становится ясно: этот человек, Анри Тулуз-Лотрек, обречён на смерть, несмотря на природную гениальность. Судьба же ведёт его на протяжении всего спектакля, каждый его шаг – Судьба, и все события Судьбы – это он. Они крепко связаны, даже слиты воедино. Анри не властен над ней, он просто творец. Его конец был предопределён с момента «падения с лошади», которое в постановке Александрова иронически представила, как падение с трёхколёсного велосипеда.
Финальную сцену можно назвать демонстрацией наследия эпохи постимпрессионизма. Мы видим картины художника, сначала размыто, затем всё четче. Они, как паззлы огромной мозаики. Приём, использующийся в документальном кино, как стремление обратить внимание на достоверность фактов, здесь имеет иную функцию. Раскрывается истина – адский мир нашел выражение в творчестве гения. Насыщенные тона: красный, желтый, оранжевый, зелёный, синий, белый, черный, нашли своё место в густых красках Лотрека.
Сначала постановка кажется чрезмерно нагромождённой: Судьба, белый клоун, танцовщицы Мулен Руж, яркие цвета Ивана Виноградова (художника по свету), трагическая, местами пугающая, угнетающая и глубокая музыка Марины Собяниной, невероятные и вычурные костюмы Дмитрия Разумова… А ведь именно всё это и помогает создать атмосферу полного безумия вокруг карлика, оказавшегося в бездне, из которой нет выхода.
Февраль 2015