Прошедший в Перми семь лет назад первый фестиваль-форум «Пространство режиссуры» сразу же с уверенностью был назван профессионалами театра идеальным. Благо все условия на тот момент этому способствовали: в городе царила воодушевляющая идея, ныне канувшая в Лету, завоевания статуса «Культурной столицы Европы». Художественный руководитель Театра-Театра Борис Мильграм, заняв на тот момент ещё и пост министра культуры Пермского края, всерьёз задумался о необходимости создания для города собственного театрального фестиваля. Так в 2008 году возникло «Пространство режиссуры».
Авторы проекта Борис Мильграм и Олег Лоевский придумали действительно уникальную концепцию фестиваля-школы, причём как для молодых студентов, так и для практиков театра (в пространстве режиссёрской профессии процесс обучения, как известно, непрерывен). Помимо обширной образовательной программы, состоящей из лекций, мастер-классов, открытых репетиций, фестиваль давал его участникам возможность познакомиться с творчеством крупнейших мастеров российского и зарубежного театра. В своё время на «Пространстве режиссуры» были представлены спектакли Питера Брука, Оскараса Коршуноваса, Алвиса Херманиса, Эльмо Нюганена, Миндаугаса Карбаускиса, Анатолия Праудина, Камы Гинкаса... Список можно было бы продолжить, но уже по названным именам видно, что масштаб фестиваля всегда был впечатляющий.
Как и в предыдущие годы, шестой фестиваль проходил в стенах одного большого здания, вмещающего в себя два театра: Сцену-Молот и Театр-Театр, поэтому пространства для режиссёрского сообщества было вдоволь. Нехватка же в этом году ощутилась в другом — в финансировании, и по понятным причинам. Поэтому в нынешней программе не было ни одного зарубежного спектакля. Организаторам, например, пришлось отказаться от идеи вновь привезти гамбургский Талиа Театр, который покорил в прошлом году зрителей фестиваля спектаклем Люка Персеваля «Вишнёвый сад». Но финансовые проблемы не помешали сохранить ту высокую планку, взятую первым «Пространством режиссуры». Осталось неизменным самое главное — профессиональная направленность (в этот раз делегации студентов-режиссёров и педагогов были приглашены не из столичных городов: Новосибирска, Омска, Челябинска, Екатеринбурга, Перми), структурированность тематики (нынче за основу был взят термин «эпический театр»), насыщенная образовательная программа.
«Пространство режиссуры-2015» организаторы решили посвятить памяти ушедшего из жизни в прошлом году выдающегося режиссёра и основателя легендарного театра на Таганке — Юрия Петровича Любимова. На время фестиваля в фойе Театра-Театра была устроена небольшая выставка, названная известной формулировкой «Золотой век Таганки». Такое определение театр получил во времена творческого сотрудничества режиссёра Юрия Любимова и художника Давида Боровского. Главным экспонатом выставки стал развешанный во всю свою ширь знаменитый занавес Боровского из спектакля Любимова «Гамлет». По обе стороны шерстяного полотна были прикреплены фотоработы Александра Стернина, который много лет работал в театре на Таганке и снимал не только спектакли, но и репетиции, будни и праздники театра. На протяжении всех пяти дней зрители могли любоваться и фотоисторией Таганки, и раритетом мирового театра — занавесом, кстати, впервые покинувшим стены Бахрушинского музея.
Стартовал же фестиваль, как всегда, режиссёрской лабораторией под неизменным руководством Олега Лоевского. Мастер своего дела, Лоевский умеет подобрать для каждой новой лаборатории особую тематику, всегда знает, кого позвать для работы. Новшеством нынешнего года стало то, что участникам было предложено сделать эскизы не по пьесам, а по киносценариям, причём уже известных культовых фильмов. Для постановок были приглашены не студенты театральных ВУЗов, как это было раньше, а молодые режиссёры, работающие в кино. Актёрскую же базу как всегда составили представители труппы Театра-Театра.
Воплотить киносценарий за короткий срок в театральном пространстве — задача не из лёгких, тем более для тех, у кого опыт работы в театре либо минимален, либо совсем отсутствует, а именно из числа таких людей оказались участники лаборатории. Небольшой по времени, но цельной по форме и ясной по мысли стала работа Марины Потаповой (киносценарист, режиссёр) по сценарию американского фильма «Вторжение похитителей тел», снятого Доном Сигелом. Примитивный сюжетец о захвате инопланетянами Земли был подан режиссёром и актёрами эскиза с большой долей иронии. Условия игры, заданные с первой же секунды, не терялись на протяжении всего действия. Хорошая работа со светом способствовала динамичной смене, а где-то и параллельному совмещению сцен, и не давала провисать сюжету. В итоге в сорок минут театрального времени удалось вместить полуторачасовой фильм, оставив «за кадром» подробности, но сохранив главную идею о потере людьми себя, своих чувств и эмоций.
Эскиз Павла Мирзоева (сценарист, режиссёр театра и кино) по собственному сценарию «Как собака» затянулся на долгих два часа. Для лабораторной работы этого оказалось действительно многовато. Павел, как автор, не захотел разрушать текст, и досконально продемонстрировал на сцене в жанре традиционного психологического театра развёрнутое повествование взаимоотношений тестя и его внезапно приехавшей из Америки невестки. Откинуть бы всех лишних персонажей и бытовые мелочи, которые больше обогащают фильм, чем спектакль, и оставить на сцене только двух главных героев, выстроилась бы замечательная камерная театральная история. Пока же в том виде, в котором был представлен эскиз, действие воспринималось рассеянно и тяжело.
Сценарий «Простой истории» по одноимённому фильму Дэвида Линча, написанный в типичном для кино, но сложном для театра жанре роуд-муви, довольно удачно удалось воплотить Олегу Галицкому (сценарист, кинорежиссёр). По сюжету, основанному на реальных событиях, восьмидесятилетний старик Элвин преодолевает на газонокосилке длинный путь, чтобы добраться до своего брата и помириться с ним перед смертью. Развернув всё действие в небольшом фойе театра, режиссёр нашёл интересный приём работы с пространством — герои, которых встречает на своём пути Элвин, появлялись то слева, то справа от зрителей, а то и вовсе за их спинами. Зритель уже не просто сидел на своём месте, он постоянно вертелся, смотря по сторонам, что и создавало ощущение дороги. Однако, найдя театральную форму внешнему движению, Галицкий не до конца доработал внутренний путь главного героя к примирению, что в рамках скроенного в экстремальный срок эскиза вполне допустимо.
Пожалуй, самой осмысленной и глубоко проработанной оказалась работа Юлии Ауг (актриса, режиссёр театра и кино) по сценарию фильма Иштвана Сабо «Мефисто». Эскиз получился довольно полным, современным по содержанию, очень театральным по форме, хотя влияние кино здесь тоже ощущалось. Но у Юлии, в отличие от других режиссёров, есть опыт работы и в театре, и конкретно на подобных лабораториях, поэтому её эскиз смотрелся как полноценный спектакль. Именно «Мефисто» получил самые положительные отзывы на обсуждении, и большее число зрительских голосов — «оставить как есть». Теперь только остаётся ожидать решения руководства театра, попадёт ли эта работа в репертуар, как это обычно бывает с самыми удачными эскизами.
По окончании лаборатории зрители могли познакомиться и с кинотворчеством режиссёров, работавших над эскизами. В фойе «Сцены-Молот» состоялся показ короткометражных фильмов «Горький туман» и «Под цыганским солнцем» Юлии Ауг, «Полёт» Олега Галицкого, «Некролог» Марины Потаповой и «Эмка Мандель с Колборн Роуд, 28» Павла Мирзоева.
Первый фестивальный день завершил местный спектакль «Согласный/Несогласный», появившийся в театре «Сцена-Молот» как раз по итогам прошлой лаборатории, проходившей в рамках «Пространства режиссуры». Молодой немецкий режиссёр Андреас Мерц-Райков поставил дилогию Бертольта Брехта с пермскими артистами по всем традициям эпического театра: с отстранением от роли, с зонгами, обращёнными напрямую к зрителям, с преобладанием мыслительного процесса над эмоциональным. Примечательно, что эти ранние дидактические пьесы Брехта никогда ранее на русский язык не переводились и в России не ставились. Поучительная история о выборе, который мы совершаем каждый день, была написана драматургом в двух версиях, с разными концовками. Зритель сам должен решить, какой вариант для него является правильным. Спектакль «Согласный/Несогласный» не только обозначил открытие фестиваля, но и стал отправной точкой перед трёхдневной образовательной программой, посвящённой эпическому театру Брехта. К самой же постановке и пьесе на протяжении последующих лекций и мастер-классов обращались ещё не раз.
Второй день фестиваля начался как раз с просмотра видеозаписи спектакля «Согласный/Несогласный», но уже берлинского театра «Фольксбюне». Сравнивая российскую версию с немецкой, можно было подметить как много общего, так и свои особенности. Например, в постановке «Фольксбюне» на сцене постоянно находится оператор, действие спектакля параллельно проецируется на экране, и как своеобразный способ отчуждения здесь используется приём обращения актёра в видеокамеру.
После просмотра спектакля доктор искусствоведения, театровед Владимир Калязин прочёл лекцию о жизни и творчестве Брехта. Затем Франк Раддатц — немецкий режиссёр, член редакционной коллегии театрального журнала «Theater der Zeit» — очень подробно и внятно рассказал о понятии эпического театра. Несмотря на то, что аудитория слушателей была наделена разным багажом знаний о Брехте и его методике, заинтересованность материалом, судя по вопросам из зала, возникла как у молодого поколения, так и у старшего. Хотя студентов, конечно, больше тянуло познать систему на практике, так как в российских театральных ВУЗах её рассматривают в основном с теоретической стороны.
Возможность поучаствовать в репетиционном процессе по методу эпического театра на фестивале тоже представилась. Немецкий драматург и режиссёр Томас Мартин провёл открытую репетицию на основе уже известной к тому моменту участникам фестиваля пьесе Брехта «Согласный/Несогласный». Распределив главные роли среди желающих, режиссёр рассадил актёров в зрительном зале, оставив на своих местах и всех остальных присутствующих, которые, в свою очередь, исполняли роль хора (в пьесе Брехта хор — это тоже действующее лицо). Таким образом, действие начиналось среди зрителей и ими же поддерживалось (куда дальше всё развернулось бы, осталось неясным, так как полностью проработать пьесу, естественно, не удалось). Главное же, чего долго не мог добиться от российских актёров Томас Мартин — это отстранённого безэмоционального проговаривания текста.
В последние два дня немецкий композитор, музыкант, режиссёр и педагог Хайнер Гёббельс поделился с участниками фестиваля своим необычным театральным опытом. Главный термин в его театре — полифония. Гёббельс работает в своих спектаклях со звуком, светом, предметами, видеопроекцией, телодвижением. Актёр не играет здесь главенствующей роли, в некоторых постановках он вообще отсутствует. Зритель должен увидеть себя не в актёре, а в других вещах. Фрагменты своих спектаклей режиссёр демонстрировал на экране, и даже в видеозаписи это смотрелось очень интересно. Во многом Гёббельс наследует идеи Бертольта Брехта и его последователя Хайнера Мюллера.
Сосредоточенность всех образовательных мероприятий на одном вопросе позволила не только довольно глубоко погрузиться в тему, но и применять полученные знания в процессе обсуждения фестивальных спектаклей, уверенно используя термины из разряда эпического театра.
Завершением образовательной программы стала лекция театрального режиссёра и педагога Адольфа Шапиро. Он рассказал о режиссёрской профессии, её истории и современном состоянии, а так же ответил на многочисленные вопросы, которые накопились у участников за время фестиваля. Кстати, именно Адольф Шапиро курировал в этом году весь фестиваль и отбирал спектакли. В предыдущие же годы каждый спектакль попадал в программу по рекомендации нескольких экспертов – режиссёра, актёра, критика, продюсера. Такое формирование репертуара, несомненно, сказывалось на неровности фестивального сюжета. В качестве ключевой фигуры этого года Адольфом Шапиро был выбран один из самых интересных режиссёров сегодняшнего театра — Юрий Бутусов, творчество которого было представлено тремя значительными спектаклями последних лет: «Liebe. Schiller» и «Три сестры» Санкт-Петербургского театра имени Ленсовета и «Добрый человек из Сезуана» Московского театра имени Пушкина. Эти постановки, получившие широкое признание в российском театре, уже довольно объёмно охвачены прессой, поэтому останавливаться на них здесь нет надобности.
Все три бутусовских дня, в которые были показаны спектакли, заканчивались творческими встречами с режиссёром и артистами. Естественно, находясь под впечатлением, сначала бурно обсуждали увиденный спектакль. Постановки Бутусова настолько сильно покорили и заинтересовали зрителей фестиваля, что даже после четырёхчасовых «Трёх сестёр» публика собралась на обсуждение, закончившееся уже далеко за полночь. Неравнодушие к происходящему проявлял и сам Бутусов: на все встречи режиссёр приходил с блокнотиком и ручкой и, выслушивая отзывы и вопросы, постоянно что-то записывал. Как тут не сказать о профессионализме и серьёзном отношении к своему делу?
Ещё одним знаковым событием фестиваля стал показ спектакля Максима Диденко «Конармия», поставленный со студентами курса Дмитрия Брусникина школы-студии МХАТ. Студенты-актёры Брусникина уже во время обучения успели завоевать огромную популярность как курс, действительно, необыкновенный. Сейчас на их счету семь спектаклей, которые идут в нескольких театрах Москвы. Причём этот курс работает с совершенно разными вещами: классические и современные произведения, вербатим, картины. Одна из последних постановок – «Конармия» по рассказам Бабеля – тоже оказалась не совсем традиционной. Весь спектакль соткан из бесконечно сменяющих друг друга метафор и ассоциаций, наваливающихся на тебя в таком количестве, что не успеваешь укладывать всё это в голове, выстраивая логику повествования. По своим выразительным средствам спектакль очень разнообразен: здесь есть музыка, драма, танец, акробатика, клоунада. Весь этот визуальный ряд мощно отражает хаос и ужас гражданской войны, которой посвящены рассказы Бабеля.
Хотя программа нынешнего фестиваля и была по сравнению с предыдущими годами довольно компактной, по своему содержанию она всё же оказалась на достойном уровне. Однако если пробежаться по истории фестиваля, становится видно, что он заметно меняется. Вокруг него уже не крутится такое количество людей, которое двигало его в первые годы существования. Нет уже того размаха, присущего ему изначально. Но то, что он держится, сохраняя при этом свою основную идею, не может не радовать.
Так как торжественных моментов на «Пространстве режиссуры» не бывает, в последний вечер Адольф Шапиро решил обозначить финальную точку фестиваля значимым образом — подписанием коллективного обращения в поддержку режиссёра Тимофея Кулябина. Следственное дело в отношении Кулябина, поставившего оперу «Тангейзер» в Новосибирском театре оперы и балета, ещё недавно рассматривалось в суде, но было благополучно закрыто. Резонанс же этот инцидент произвёл, и споры ведутся до сих пор. Первым свою подпись в обращении, зачитанном Адольфом Шапиро, поставил Юрий Бутусов, его примеру последовали и многие зрители. Этим актом поддержки, сплотившим за последнее время всё российское театральное сообщество, и завершился шестой фестиваль «Пространство режиссуры».
март 2015