Ричард III. У. Шекспир
Коляда-Театр
Постановка, сценография, музыкальное оформление – Николай Коляда
В Коляда-театре состоялась премьера спектакля «Ричард III». Новая постановка Николая Коляды пугает своей откровенностью. Сотканный из страха и ужаса, боли и страданий, спектакль-откровение, спектакль-крик души!
Театр «солнца русской драматургии» славится, в первую очередь, новым прочтением классических произведений. Сегодня в его репертуаре – «Борис Годунов», «Маскарад», «Вишневый сад», «Ревизор», «Женитьба», не впервые на сцене Коляда-театра и пьесы Уильяма Шекспира, в разные годы были поставлены спектакли «Ромео и Джульетта», «Гамлет» и «Король Лир». «Ричард III» – четвертое обращение Коляды к творческому наследию одного из самых известных мировых авторов.
Спектакли Николая Коляды – это всегда живой разговор со зрителем о человеке, его душе и его проблемах. Это всегда разговор о сегодняшнем дне, о тех вещах, которые не могут не волновать сейчас, но будоражат человеческий разум во все времена.
В постановке есть четкое разделение действующих лиц на социум и власть. В первую очередь это подтверждается на визуальном уровне. Все, за исключением Ричарда и Ричмонда, наряжены не зависимо от пола и возраста в яркую, усыпанную блестками, безвкусную одежду. Режиссер, он же художник спектакля, не упускает любой возможности поблагодарить китайцев за их изделия и одежду, которую они щедро продают на рынках. и из которой складывается визуальная картина спектакля. Не стал исключением и «Ричард III». При помощи дизайнерских находок показано дикое общество, для которого нет ничего важнее, чем надеть на себя что-нибудь поярче, навесить что-нибудь поинтереснее. В начале все герои цепляют на себя металлические прищепки, бросаются на эти безделушки, которые им высыпает Ричард III, как маленькие дети: толкая друг друга, пытаясь ухватить себе побольше.
Все общество сливается в одну яркую блестящую массу, не способную действовать по одиночке. Члены этого дикого общества животные повадки – они кричат по-птичьи, шипят по-змеиному и лают по-собачьи. В них собран весь ужас земной жизни. Для Коляды неважно, кто в этом социуме какую занимает роль, они все – единый организм, питающийся смрадом и заботящийся только о внешнем, наносном. На протяжении всего спектакля герои неоднократно произносят английское «why?». Это подчеркивает лишь стремление казаться лучше, умнее, а не наличие ума, так как это «why?» используется не тогда, когда это необходимо, а в каждой паузе. Умение приметить характерные черты современного общества, довести их до абсурда и вплести в художественную ткань спектакля – одна из ярких особенностей творческого метода режиссера.
Главную роль играет ведущий актер театра, заслуженный артист России Олег Ягодин. В образе короля Ричарда III собрано все отвратительное, что только может быть в животном мире: повадки змей, пауков, псов, а также все ужасное, на что способен человек. Главный спутник Ричарда – живой уж. Он буквально кормится изо рта короля, ползает по его телу и, кажется, становится его частью. Он насилует своим ужом женщин, запускает его к ним под платья. А сам Ричард плетет свои сети как паук, опутывает ими людей, стесняет их жизнь, подвешивает на волоске, который в любую минуту может перерезать, чтобы освободить себе путь.
Ягодин сплетает за время первого действия настоящую паутину, которая возникает на переднем плане, и сквозь которую зрители и наблюдают за действием. Во втором акте паутина появляется на заднем плане, и в ней путаются все герои, вынужденные выходить на сцену, пробираясь сквозь нее. Актер удивительно точно воплощает на сцене образ короля-тирана, короля-самодура. С ним всегда его игрушки – приспособления для пыток. Он загоняет ножницы под ногти, ломает руки и все это делает как бы попутно, шутя, не замечая всего, что творит.
Его окружение, в первую очередь Герцог Бекингем, которого играет Александр Вахов, способствует этому самодурству и тирании. Ему, Ричарду III, все готовы угодить, готовы подставить любую часть тела под муки и пытки, готовы вылизать обувь только для того, чтобы заслужить расположение нового короля. Общество, кажется, даже получает удовольствие от этих пыток и готово вновь и вновь подставлять себя под новые мучения. Коляда рисует настоящее общество мазохистов, которое выглядит неимоверно современно.
Таким образом на сцене возникает правитель-тиран, который буквально купается в крови. Одна из важных сценических деталей – это таз с заваренным чаем каркаде, который как кровь пятнает Ричарда, заливает его тело с головы до ног. Заливается и все пространство сцены, а затем вытирается тряпкой, которая в свою очередь из обычной окровавленной материи превращается в мантию для коронации. Вся сцена заполняется дымом и красным светом, превращаясь в ужасающий кровавый мир.
На тиранию власти указывает образ не только Ричарда III, но и Ричмонда, роль которого исполнил Алексей Романов. Он становится буквально тенью главного героя, а в финале, превознесённый обществом, произносит один из первых монологов Ричарда, становится новым тираном, которого с ликованием встречает социум. Невероятно остроумно и неординарно показана тирания в сцене, где Ричмонд как советское радио заставляет делать людей зарядку, и все на сцене нехотя, но делают упражнения, опасаясь наказания.
Для Николая Коляды становится важным именно образ общества, так как в режиссерской концепции именно простые люди, а не правители виноваты в зарождении подобной власти. Это они воспитывают в правителе черты тирана. Причем, в режиссерском видении зарождение этого ужаса происходит еще в детстве. Герои наделены детскими атрибутами, такими как рогатки, маленькие бубны, лошадки-качалки, да и прищепки, которые возникают в самом начале спектакля. Борьба за игрушки происходит по-детсадовски. Самое начало напоминает утренник – дети сидят на лавочках по периметру актового зала в ожидании начала действа. Да и монолог Ричарда, в котором он обнажается полностью – и внутренне, раскрывая все тайны своей души, и внешне, раздеваясь догола, – именно о том, что все беды его идут из детства.
Это жуткая, необычайно актуальная история, проникающая в самые далекие уголки души и разума. Здесь переплетаются острые проблемы сегодняшнего дня и яркий колядовский юмор, от которого становится еще более жутко…
апрель 2015