Светлая трагедия

"Русалочка". Г.Х. Андерсен
Екатеринбургский театр юного зрителя
Режиссёр Роман Феодори
Художник Даниил Ахмедов

Необычайно красиво! Именно эта мысль приходит на ум, когда впервые окунаешься в подводный мир, в мир Русалочки, созданный на сцене Екатеринбургского ТЮЗа.Новый спектакль стал своеобразным подарком зрителям на юбилей театра, который отпраздновали в ТЮЗе сразу после премьеры.

Фото - Н. Жигарева
Фото - Н. Жигарева

Режиссером «Русалочки» выступил Роман Феодори, художественный руководитель Красноярского театра юного зрителя. Это имя сегодня одно из наиболее знаковых на российской театральной арене. Критики и простые зрители съезжаются со всей страны, чтобы увидеть то, что так удивляет, поражает и завораживает. Над екатеринбургской премьерой работала целая творческая группа из Красноярска, одно из ведущих мест в которой занимает художник-постановщик – Даниил Ахмедов.

Фото - Н. Жигарева
Фото - Н. Жигарева

Наблюдая за творческим союзом Ахмедова и Феодори, всегда очень сложно сказать, кто  придумал большую часть спектакля. Художника всегда чрезмерно «много», и сценография превращается в отдельное произведение искусства. Даниил Ахмедов любит играть с фактурами и цветами, гримом и узнаваемыми образами. Не становится исключением и «Русалочка». Постановка, кажется, оживляет знаменитую копенгагенскую статую Эдварда Эриксена. Визуальный ряд – одна из главных составляющих «Русалочки». На сцене вырастает настоящий подводный мир, наполненный чудесами: над сценой парят морские коньки, все пространство заполняется пузырьками, на самом дне покоятся раковины, мраморные скульптуры и вырастают удивительные растения. Каждый миллиметр свободного пространства художник пытается наполнить красотой. Совершенно по-иному выглядит мир людей, свободный, наполненный воздухом, почти пустой, но неизменно стильный.
Стиль виден не только в художественном решении , но и в режиссерской задумке.
Роман Феодори – из тех режиссеров, которые очень тонко и точно чувствуют текст. Большая заслуга екатеринбургской «Русалочки» в том, что со сцены льется подлинный текст Андерсена, знакомый российским читателям в большей степени по переводам Анны и Петра Ганзен. Произведения датского сказочника невероятно красивы благодаря языку. Его тексты наполнены иронией и метафоричностью, что, казалось бы, невозможно перенести на сцену, используя традиционные театральные средства. Феодори же не боится быть чрезмерно литературным и вкладывает большие, абсолютно литературные куски текста в уста Детей воздуха, героев-рассказчиков. Зачастую режиссеры пытаются избежать подобных образов, в виду того, что ни тормозят действие. В «Русалочке» все выстроено так, что главным оказывается именно текст, а значит Андерсен. Да и сами рассказчики, которых играют Марина Егошина, Алексей Журавлев и Елена Стражникова, решены весьма нетривиально: это отнюдь не образы-функции, а главные действующие лица, творцы истории, которых обязательно должно быть несколько.

Фото - Н. Жигарева
Фото - Н. Жигарева

Постановка Феодори – это сложная режиссерская конструкция. Историю Русалочки транслируют сразу и Дети воздуха, и Подводный оркестр, образ которого кольцует спектакль. Именно музыкантов, которых играют Борис Зырянов, Дарья Большакова, Вячеслав Отставных, Сергей Монгилев, Сергей Тиморин, Даниил Андреев, Павел Позднеев, мы видим первыми на сцене, и именно они завершают сценическое действие.
«Русалочка» Феодори – тонкая симфония, услышанная из-под воды и пересказанная на земле ярко и подлинно. Режиссеру удалось воплотить настоящую светлую трагедию, так, как она, кажется, была придумана самим Андерсеном. Здесь нет традиционного сочувствия Русалочке, ей в конце не даруют жизнь, и в друзья к ней не записывают сотню рыб и других морских жителей. Мы видим на сцене светлый, тонкий и лиричный образ одинокой девушки, который в полной мере воплощает Мария Викулина. Она молчалива и прекрасна, ее душа отдана музыке, а внутренний мир жаждет любви и верит в нее всем сердцем. Одиночество становится главным ее маркером: за время действия главная героиня ни с кем не заговорит, все будет сказано за нее, а ее голос мы будем слышать только в вокализе.   
При этом режиссер не тоскует по Русалочке, не наполняет спектакль тяжелыми эмоциями, а наоборот – рисует всю историю светлыми красками, полутонами, раскрашивает действие иронией. По-хорошему смешным получился Принц у Сергея Молочкова. Он играет веселого юнца, который познает жизнь, и все для него не более чем игра. Большой творческой удачей становится образ Бабушки.

Фото - Н. Жигарева
Фото - Н. Жигарева

Заслуженная артистка России Екатерина Демская играет настоящую благородную даму, которая знает себе цену и знает цену этой жизни. Она в меру горделива, добра, справедлива, а главное в ней, конечно, любовь к внучке.
Наиболее яркими в этой истории получились, безусловно, Дети воздуха, которые соединяют в себе сразу несколько масок. Есть в них и традиционные черты рассказчиков, многое – от мимов и, безусловно, от клоунов. Вообще в «Русалочке» достаточно цирковых интонаций, которые активно поддержаны пластикой, которой занималась Татьяна Баганова, а воплощали не только артисты ТЮЗа, но и артисты театра «Провинциальные танцы». Даже драматургия спектакля выстроена, кажется, по-цирковому, самые болезненные, острые моменты сглаживаются клоунскими этюдами Детей воздуха.

Фото - Н. Жигарева
Фото - Н. Жигарева

Но, к сожалению, приходится отметить, что остальные актерские работы – лишь роли-функции, которые нужны только для поддержания действия. Но это не мешает постановке быть интересной для всех возрастов. Феодори удается создать театральное произведение, которое в равной мере будет интересно и детям, и взрослым, потому что для каждой возрастной группы в спектакле есть то, что затронет.
«Русалочка» Екатеринбургского ТЮЗа – это тонкая история, сотканная режиссером из полутонов эмоций и чувств, прекрасной литературы, интересных актерских находок и невероятного визуального ряда.

апрель 2015

Авторы: