"Соловей". Г.Х. Андерсен
Свердловский академический театр драмы; "Молодой театр"
Режиссёр Дмитрий Касимов
Художник Владимир Кравцев
Детский спектакль – всегда своеобразная лакмусовая бумажка для театра. Постановок с «сюсюканьем» великое множество. Отрадно, что в екатеринбургских театрах с детской аудиторией работают серьезно: разговаривают по-взрослому, без скидок на возраст. Здесь нам действительно есть чем похвастаться, особенно в последнее время. Это и удивительный, тонкий, философский спектакль «Пиноккио» (режиссер Луана Граменья), уже около полутора лет идущий в репертуаре Театра кукол, и последния тюзовская премьера – «Русалочка» Романа Феодори, принятая на «ура» и детьми, и взрослыми. Музыкальная сказка «Соловей», одна из первых постановок «Молодого театра», стоит в этом же ряду. Спектакль уже три года играется на малой сцене Свердловского театра драмы, однако, в этом году «Соловья» перенесли на сцену большую.
Философская сказка Андерсена в интерпретации режиссера-постановщика и автора инсценировки Дмитрия Касимова получилась очень современной. История о настоящих и ложных ценностях раскрывается через образ Механического соловья (Полина Саверченко), рождающего совершенно отчетливые ассоциации с нынешней поп-культурой. Яркая, вызывающая наружность, и при этом мертвый, пустой внутренний мир, в котором не может зародиться живой звук. Поэтому Механический соловей поет под фонограмму.
Работа хореографа-постановщика Александра Тихонова заслуживает отдельной похвалы. Напряжение и атмосфера спектакля во многом держатся на пластике артистов. Танец вееров, который не прерывается на протяжении всего спектакля и исполняется почти всеми артистами – то динамичный, с обрывистыми движениями, то, наоборот, очень плавный, медленный, неторопливо струящийся, – завораживает и погружает в сказочный мир.
Визуально восточный дух сказки передан лишь мелкими, отдельными штрихами. И это решение художника-постановщика Владимира Кравцева абсолютно верно, так как довольно часто в спектаклях с азиатскими мотивами понятие «роскоши Востока» воспринимается слишком буквально и при воплощении становится похожим на самый дешевый фэншуйный магазинчик. В спектакле «Молодого театра» этого, к счастью, удалось избежать. Перелистываемых изображений традиционных китайских пейзажей, проецируемых на заднюю часть сцены вполне достаточно для понимания того, что действие происходит не здесь и сейчас, а в неком другом, далеком мире. Стволы бамбука то исполняют роль оружия, то трансформируются в лес или даже в Императорский дворец, – все это делает спектакль подвижным, живым и держит внимание зрителя.
Не хочется говорить об отдельных актерских работах. Спектакль существует как единое гармоничное целое, в котором артисты являются своеобразными винтиками, приводящими в движение большой замысел. Молодые актеры точно чувствуют друг друга, и благодаря этому спектакль складывается в некую неделимую форму. Сложившуюся ансамблевость невозможно разложить на отдельные индивидуальности. Но все-таки здорово, что маленькие зрители, затаив дыхание, слушают Ольгу Пешкову, солистку Екатеринбургского театра оперы и балеты, исполняющую роль Соловья! Заряд искренней интонации, на которой со зрителем ведется диалог, дети почувствовали и оценили.
апрель 2015