«Мефисто» К. Манн
МХТ им. Чехова
Режиссёр Адольф Шапиро
Художник Мария Трегубова
"Мы не выбираем, где и когда родиться. Время выбирает нас."
К. Манн
Спектакль поставлен по роману Клауса Манна "Мефистофель. История одной карьеры" о судьбе преуспевающего режиссера и актера Хендрика Хефгена. В основе сюжета лежит подлинная история духовной деградации друга Клауса Манна – актера начала 20-го века, Густава Грюндгенса.
Изначально актер из Гамбурга Хендрик (Алексей Кравченко) горит творческим огнем и, почти как Станиславский, стремится создать "театр новой формации", в котором не будет границы между сценой и залом, между актером и зрителем. Ранее театры пользовались интересом лишь у интеллигенции и студентов, но Хендрик стремится создать театр общедоступный. На сцене в его спектакле должны быть настоящие огонь и вода. Оперетта, которую он ставит, – не жанр «салонов и высшего света», она берет начало с народных гуляний и праздников. Хендрик хочет шокировать и удивлять, он ставит в зале яркий прожектор. «Чтобы бил зрителю в глаза». Хендрик находится в поиске нового театра.
Театр в театре, сцена на сцене, актерские судьбы – темы, весьма заманчивые для постановок. Так и в "Мефисто"– среди бархатных драпировок возникает сцена театра Хендрика. Это человек со сложной судьбой, вышедший из низов, "университетов не кончал", сбежал из дома, дабы заниматься театром. Он очень требовательный и в чем-то жестокий режиссер с высокими требованиями к себе и к искусству. Драпированной сценой становится и его собственный дом, его отношения с женой-интеллигенткой. Из-за их непохожести в доме не прекращаются ссоры.
Несмотря на то, что спектакль на предпремьерных показах шел без антракта, он весьма ощутимо делится на две части. Первая – мажорные ноты, веселье, много музыки и действия. Во второй все утомительно, затянуто, сыро. Когда Хендрик возращается из Мадрида в Гамбург, к власти приходит новая партия. Партия нацистов. Премьер-министр (Николай Чиндяйкин) заставляет его возглавить государственный театр. "Политика хуже театра. Вы действуете на сцене, а мы – всюду", – говорит премьер, пригрозив судьбой жены Хендрика, которая имеет еврейские корни. Отчетливо представляя масштабы грозящей ему цензуры, Хендрик все же вынужден принять театр. В Германии – его публика, а актер не сможет играть без родного языка. Потому, несмотря на страх жены, он не может уехать. Хендрик считает, что художник или преподаватель сумеет найти себе деятельность в любой стране, но не актер.
Вторая часть спектакля, эта "новая жизнь" в Германии не становится ни кульминацией, ни захватывающим продолжением. Пунктиром сквозь повествование проходит линия ареста ближайшего друга Хендрика, актера труппы Революционного театра Отто Ульрихса (Артем Быстров). Отто во всем поддерживает Хендрика, а своим обаянием и доброжелательностью спасает не одну сложную ситуацию. Страстная натура Отто не ограничивается театральной сценой, он становится участником национал-социалистического движения, и вскоре его арестовывают за поджог Рейхстага. Хендрик сумеет вызволить его из концентрационного лагеря лишь в первый раз, упросив Премьер-министра дать его другу еще один шанс. Но он не сможет уберечь Отто от неминуемой гибели, и будет тяжело переживать его смерть. На пределе сил Кравченко, Чиндяйкин, Быстров вытягивают длинные и бесцветные монологи, смотрится эта часть нелегко. В большом и незаполненном пространстве постепенно повисает пустота, в которой теряются голоса и характеры.
Время вынуждает Хендрика предать свой актерский талант ради карьеры, денег и положения, став в конечном счете прислужником режима фашистов. Не просто так в финале он ставит "Гамлета". "Гамлет" – всегда отражение современности, и герои каждому времени – свои. Его Гамлет – одинокий никем не понятый рыцарь. А "Мефисто", со временем созрев, вполне сможет стать органичным и увлекательным спектаклем.