"Город. Женитьба. Гоголь". Н. Гоголь
Театр им. Ленсовета
Режиссёр Юрий Бутусов
Художник Николай Слободяник
11 мая на Большой сцене театра им. Ленсовета прошел премьерный показ спектакля Юрия Бутусова «Город. Женитьба. Гоголь» – сочинение по пьесе «Женитьба» и другим текстам Николая Васильевича Гоголя.
Стоит ли предупреждать, что это очень и очень непростой спектакль, тяжелая и напряженная работа для ума, путь с помощью фантазии через «ощущение замкнутого круга»?.. Медленно-медленная психологическая трагикомедия с элементами триллера под перезвон и перелив хрустальных люстр и музыкальных шкатулок. Почти нет движения и энергии. Пульс спектакля то падает, то резко взлетает. До финала доживут не все.
«Женитьба» – весьма спорный вариант для знакомства с творчеством Юрия Бутусова. И, тем не менее, несмотря на всю сложность, длинноты и бесконечные повторы, уходить не хочется. Физически ощущаешь, как эта чёрная дыра засасывает и становится частью тебя самого. Вот такой парадокс.
Минимум декораций: кресло, позвоночник фонаря, вечно запертая дверь, странная люстра, столик из знаменитой пышечной на Большой Конюшенной (художник - Николай Слободяник). Сцену, как темную душу гоголевского Петербурга, лишь изредка пронизывает светлый луч. Немного цветовых акцентов: желтый – в костюмах Арины Пантелеймоновны и Кочкарева; розовый – опять же, костюм Кочкарева; красный – каплями крови цветки герани в руках Яичницы, алая табуретка. Позже всё утонет в белом – пространство и Агафью Тихоновну заметет то ли оперными осадками, то ли снежными лепестками сакуры, которая прямо сейчас отцветает где-то на Литейном в реальном Петербурге.
Минимализм и в музыкальном оформлении – почти никакого рок-н-ролла. «Obsolete» Mute Math словно обратная сторона любовной эйфории из «3:00» Iruma Rioka – основной темы спектакля «Все мы прекрасные люди». Вместо ярких иллюзий – застилающая снегом глаза депрессия. Вечный сплин. Меланхолия города. Не только европейский блеск Невского проспекта с фейковыми царями для фотосессий, но и отсчет утопленников в чёрных каналах. Не только ангел, летящий над маленькими людьми, но и невозможное количество чёртиков, готовых выпрыгнуть из табакерок петербургских дворов.
Вот та «арена борьбы за счастье», на которой и действует блестящий актерский ансамбль «Женитьбы». Агафья Тихоновна Анны Ковальчук не так ослепительно красива, как её же Наташа в «Трёх сестрах», не так солирует в спектакле, как Наталья Петровна в «Прекрасных», зато невероятно нежна, добра и человечна. Да, режиссер снимает со своих героев приросшие намертво маски, счищает шелуху привычных образов. При этом – относится к ним очень бережно.
Кочкарев (Сергей Перегудов) – то дьявол-купидон с большими ушами, в розовом костюмчике, то абсолютно уж сюрреалистичное существо, прикованное к «решетке страшных снов». Любопытный факт: этот потусторонний сводник, кажется, сам влюблен в Агафью Тихоновну! К большой радости поклонников Сергея Перегудова, смотрящих с галерки, в одной из сцен Кочкарев стремительно взлетает на бельэтаж и произносит оттуда несколько реплик.
Каждое появление на сцене Евгении Евстигнеевой, которая играет Арину Пантелеймоновну, – как глоток солнца в пасмурном Петербурге. Она прекрасно поет, танцует и исполняет пластические номера в паре с Кочкаревым.
Особое восхищение вызывает «птица-тройка» женихов: экзекутор Яичница (Сергей Мигицко), отставной пехотный офицер Анучкин (Сергей Филатов) и моряк Жевакин (Александр Новиков). Эти претенденты на руку и сердце действуют удивительно слаженно: то они втроем виртуозно исполняют советские песни, срывая аплодисменты зала, то вдруг превращаются в триаду демонических клоунов, и у каждого за клоунской личиной старательно спрятан скелет своей личной драмы. Словом, все трое настолько хороши, что Агафье Тихоновне предстоит трудный выбор.
Жених №4 – служащий Подколесин (Олег Фёдоров) – серенький, слабенький, не лишенный мечтательности петербургский интеллигент. И на табуреточке рядом с Агафьей посидит, и звезды с ней вместе посчитает, но – неминуемо сбежит. Подколесин – такой модный и современный Обломов, которого черт дернул затеять сватовство. У него одноместная душа, никого он туда впустить не может и не хочет. Но Агафья-то в этой «Женитьбе» – не разборчивая невеста, а обычная девушка, которая хотела счастья… Горько. И когда все герои вдруг начинают громко и долго смеяться – знобит от такого веселья.
В финале сцену заполняют металлические спинки кроватей – то ли ограды садов, то ли могильные оградки. Самая близкая к краю превращается в Троицкий мост. На одной стороне – Гоголь, на другой – Достоевский. Мост пока разведен. В ожидании стучит копытом сердце Петербурга...
май 2015