Петербургская свадьба от Юрия Бутусова

"Город. Женитьба. Гоголь". Н. Гоголь
Театр им. Ленсовета
Режиссёр Юрий Бутусов
Художник Николай Слободяник

11 мая на Большой сцене театра им. Ленсовета прошел премьерный показ спектакля Юрия Бутусова «Город. Женитьба. Гоголь» – сочинение по пьесе «Женитьба» и другим текстам Николая Васильевича Гоголя. 
Стоит ли предупреждать, что это очень и очень непростой спектакль, тяжелая и напряженная работа для ума, путь с помощью фантазии через «ощущение замкнутого круга»?.. Медленно-медленная психологическая трагикомедия с элементами триллера под перезвон и перелив хрустальных люстр и музыкальных шкатулок. Почти нет движения и энергии. Пульс спектакля то падает, то резко взлетает. До финала доживут не все.

Фото из архива театра
Фото из архива театра

«Женитьба» – весьма спорный вариант для знакомства с творчеством Юрия Бутусова. И, тем не менее, несмотря на всю сложность, длинноты и бесконечные повторы, уходить не хочется. Физически ощущаешь, как эта чёрная дыра засасывает и становится частью тебя самого. Вот такой парадокс.
Минимум декораций: кресло, позвоночник фонаря, вечно запертая дверь, странная люстра, столик из знаменитой пышечной на Большой Конюшенной (художник - Николай Слободяник). Сцену, как темную душу гоголевского Петербурга, лишь изредка пронизывает светлый луч. Немного цветовых акцентов: желтый – в костюмах Арины Пантелеймоновны и Кочкарева; розовый – опять же, костюм Кочкарева; красный – каплями крови цветки герани в руках Яичницы, алая табуретка. Позже всё утонет в белом – пространство и Агафью Тихоновну заметет то ли оперными осадками, то ли снежными лепестками сакуры, которая прямо сейчас отцветает где-то на Литейном в реальном Петербурге. 
Минимализм и в музыкальном оформлении – почти никакого рок-н-ролла. «Obsolete» Mute Math словно обратная сторона любовной эйфории из «3:00» Iruma Rioka – основной темы спектакля «Все мы прекрасные люди». Вместо ярких иллюзий – застилающая снегом глаза депрессия. Вечный сплин. Меланхолия города. Не только европейский блеск Невского проспекта с фейковыми царями для фотосессий, но и отсчет утопленников в чёрных каналах. Не только ангел, летящий над маленькими людьми, но и невозможное количество чёртиков, готовых выпрыгнуть из табакерок петербургских дворов.
Вот та «арена борьбы за счастье», на которой и действует блестящий актерский ансамбль «Женитьбы». Агафья Тихоновна Анны Ковальчук не так ослепительно красива, как её же Наташа в «Трёх сестрах», не так солирует в спектакле, как Наталья Петровна в «Прекрасных», зато невероятно нежна, добра и человечна. Да, режиссер снимает со своих героев приросшие намертво маски, счищает шелуху привычных образов. При этом – относится к ним очень бережно.

Фото из архива театра
Фото из архива театра

Кочкарев (Сергей Перегудов) – то дьявол-купидон с большими ушами, в розовом костюмчике, то абсолютно уж сюрреалистичное существо, прикованное к «решетке страшных снов». Любопытный факт: этот потусторонний сводник, кажется, сам влюблен в Агафью Тихоновну! К большой радости поклонников Сергея Перегудова, смотрящих с галерки, в одной из сцен Кочкарев стремительно взлетает на бельэтаж и произносит оттуда несколько реплик.
Каждое появление на сцене Евгении Евстигнеевой, которая играет Арину Пантелеймоновну, – как глоток солнца в пасмурном Петербурге. Она прекрасно поет, танцует и исполняет пластические номера в паре с Кочкаревым.
Особое восхищение вызывает «птица-тройка» женихов: экзекутор Яичница (Сергей Мигицко), отставной пехотный офицер Анучкин (Сергей Филатов) и моряк Жевакин (Александр Новиков). Эти претенденты на руку и сердце действуют удивительно слаженно: то они втроем виртуозно исполняют советские песни, срывая аплодисменты зала, то вдруг превращаются в триаду демонических клоунов, и у каждого за клоунской личиной старательно спрятан скелет своей личной драмы. Словом, все трое настолько хороши, что Агафье Тихоновне предстоит трудный выбор.

Фото из архива театра
Фото из архива театра

Жених №4 – служащий Подколесин (Олег Фёдоров) – серенький, слабенький, не лишенный мечтательности петербургский интеллигент. И на табуреточке рядом с Агафьей посидит, и звезды с ней вместе посчитает, но – неминуемо сбежит. Подколесин – такой модный и современный Обломов, которого черт дернул затеять сватовство. У него одноместная душа, никого он туда впустить не может и не хочет. Но Агафья-то в этой «Женитьбе» – не разборчивая невеста, а обычная девушка, которая хотела счастья… Горько. И когда все герои вдруг начинают громко и долго смеяться – знобит от такого веселья.
В финале сцену заполняют металлические спинки кроватей – то ли ограды садов, то ли могильные оградки. Самая близкая к краю превращается в Троицкий мост. На одной стороне – Гоголь, на другой – Достоевский. Мост пока разведен. В ожидании стучит копытом сердце Петербурга...

май 2015