"Марина Цветаева. То, что было". По дневникам М.Цветаевой
Открытый Студийный Театр (О.С.Т.)
Режиссёр Ирина Лядова
Художники Макс Ильинов, Елена Мочалова
Год литературы в студенческом театре О.С.Т. открылся спектаклем Ирины Лядовой «Марина Цветаева. То, что было», премьера которого состоялась три года назад. Спектакль создан на основе автобиографических рассказов и дневниковых записей, и разделен на три небольшие части – детство, отрочество и юность. Три разные актрисы знакомят нас с Цветаевой в каждый из этих периодов. Соединяются же части монологами поэтессы в исполнении Юлии Зиннатулиной, в которых она раскрывает истинное отношение героини к окружающему миру, к близким людям, семье и друзьям.
«С тех пор, да, с тех пор, как Пушкина на моих глазах на картине Наумова – убили, ежедневно, ежечасно, непрерывно убивали всё мое младенчество, детство, юность, – я поделила мир на поэта – и всех и выбрала – поэта, в подзащитные выбрала поэта: защищать – поэта – от всех, как бы эти все ни одевались и ни назывались», – эти строки из очерка «Мой Пушкин» можно назвать определяющими, ведь именно с них в спектакле начинается история уходящей эпохи.
Несмотря на то, что постановка любительская, зритель безоговорочно верит актрисам Юлии Зиннатуллиной, Евгении Максимовских и Анастасии Кочиной. Интересно наблюдать, как, в зависимости от того, кто из актрис исполняет роль Цветаевой, ее образ резко меняется. У Максимовских Муся – очень трепетная, стеснительная девочка. Сама робость, скованность, неуклюжесть, при этом она открытая и активная. Кочина совсем иная – гордая, серьезная барышня, которую с головой накрыла поэтическая волна. Она живет, чтобы писать стихи, и в то же время сердце девушки ждет сильных чувств. Ее увлечение Волошиным всего лишь временное, и она понимает это, почему и не огорчается сильно его отъезду и не стремится захватить его любой ценой. В общении с художником она ведет себя сдержанно и отстраненно, как и подобает девушкам из дворянских семей.
Безусловно, самая трудная задача стоит перед Зиннатуллиной: ей нужно передать отношение Цветаевой к прошлой жизни из ее разбитого на мелкие части настоящего. Такой поэтессу помнят современники – «чрезвычайно замкнута в своем коконе», «ее характер был трудный, неровный, неустойчивый». Зиннатуллина делает акцент лишь на замкнутость и меланхоличность, но и этого достаточно. Зритель видит становление личности поэта изнутри.
Поскольку спектакль Лядовой основан на автобиографии Цветаевой, то и цель режиссера в данном случае – показать зрителям, что пережила, что чувствовала поэтесса до начала Гражданской войны.
Тема любви, как известно, занимает главное место не только в творчестве поэта. Ею пронизана вся недолгая трагическая судьба Цветаевой. Детская любовь к матери, отцу и сестре Асе, юношеская – в лице инфантильного и застенчивого Макса Волошина (Михаил Пантелеев) – и единственная, пронесенная через оставшуюся жизнь, к Сергею Эфрону (Николай Нечаев), несчастье которого Цветаева понимала и разделяла.
Отдельного внимания заслуживают художники постановки. Благодаря работе Анастасии Парадеевой, Макса Ильина и Елены Мочаловой получается своеобразный старинный «альбом воспоминаний», где при всей простоте декораций и костюмов уделено место каждому сценическому образу, и в этой винтажной простоте легко угадывается, где происходит действие в тот или иной момент. Поэтому восстановленный ОСТовский спектакль-биографию можно назвать успешной отправной точкой в Год литературы.
июнь 2015