Единственной зовём...

"В этом городе жил и работал". К. Костенко
Центр современной драматургии (Екатеринбург)
Режиссура и сценография Алексея Логачёва

Центр современной драматургии под художественным руководством Николая Коляды стремительно движется вперед. Всего за один год новый театр Екатеринбурга смог не только обзавестись своим зрителем, но и создать уникальный репертуар, равных которому нет в России. Спектакли ЦСД – это всегда откровенный разговор на самые острые и болезненные темы современного общества. Недавняя премьера «В этом городе жил и работал…» по пьесе Константина Костенко «Техническая неисправность» этот разговор продолжает, в том же остром и резком ключе.

Фото - В. Балакин
Фото - В. Балакин

Коллизия спектакля состоит в противостоянии яркой личности серому обществу. В центре истории – Александр Юрьевич Блик, известный журналист, культурный обозреватель газеты «Неделя нон-стоп», который волей то ли случая, то ли злого умысла оказывается в провинциальном городе Анусинске. Об  ассоциациях, возникающих в связи с этим названием, многозначительно умолчим, ибо каждый увидит их самостоятельно. Главную роль в спектакле играет известный актер и музыкант, заслуженный артист России Олег Ягодин. 
Особый интерес представляют жители города Анусинска. Перед нами – целая галерея провинциалов: Андреевич Игорь Андреевич, администратор единственной в городе гостиницы (Сергей Федоров), Анусин Евгений Васильевич, правнук того самого Анусина, чьим именем был назван город, работник прокуратуры (Александр Фукалов), врач местной больницы, хирург-травматолог Лопатка Иван Сергеевич (Андрей Панаев), а также Ресничкин Егор Петрович (Александр Замураев).
Противостояние главного героя обществу режиссер Алексей Логачев обозначает с самого начала, причем делает это на разных уровнях. С первых секунд под ритмичную музыку «Turn down for what» серая масса буквально набрасывается на Блика, давит его количеством, давит наглостью и непробиваемостью, прижимает к стенке. Однако Блик неизменно ускользает от них. Костюм Ягодина весь состоит из ярких цветов: красный пиджак, желтые штаны и не менее яркая, да еще и с принтом, рубашка. Остальные же действительно являют собой серую массу. Все они одеты в пиджаки «приятного» серого цвета. Этот художественный прием, ставший, кажется, уже театральным штампом, невероятно точно работает на смысловую нить спектакля. Логачев не забывает, что в каждом из этой серой массы есть свое нутро. То, что, быть может, сокрыто от других, но то, что обязательно есть. Поэтому почти все герои под серыми пиджаками что-то прячут. Например, Анусин – прокурорский мундир. Тем самым режиссер подмечает важную особенность современности, где главным для человека становится даже не род его деятельности, а причастность к обществу. Главное для человека сегодня – быть таким, как все, не выделяться, слиться с серой массой, замаскировать любые отличительные черты.

Фото - В. Балакин
Фото - В. Балакин

Одной из ведущих линий становится тема человеческой ограниченности. Логачев наполняет спектакль невероятно актуальными аллюзиями к классической литературе. Так образ врача Лопатки – реминисценция чеховского «Человека в футляре». Подобно Беликову, он живет и действует по принципу «как бы чего не вышло», вероятно, поэтому кажется окружающим совершенно милым человеком. Режиссер придумывает оригинальный ход. В одной из сцен Лопатка находится в своеобразном футляре – коробке из-под холодильника, – и там он себя чувствует вполне комфортно. Символично, что местом комфорта для героя оказывается коробка, которой место только на свалке. А главный герой истории, Блик, напротив, вырывается нее, как только это становится невыносимым. Немало отсылок к классической литературе заложено уже и в самом тексте. Если взглянуть на фамилии героев, то сразу на ум приходят разные гоголевские персонажи. Да и сам сюжет представляется невероятно гоголевским. Евгений Чистяков, играющий водителя – виновника знакомства Блика с подлинной Россией, – в спектакле Коляда-театра «Мертвые души» блестяще играет Селифана, открывающего в какой-то степени Чичикову другую грань Родины. По крайней мере, именно он привозит Павла Ивановича к дубинноголовой Коробочке, чей образ типический как для дня минувшего, так и для сегодняшнего.

Фото - В. Балакин
Фото - В. Балакин

Важным для смысловой составляющей постановки оказывается образ героини Марии Кобелевой. Обозначенный в программке как «Русская красавица», в спектакле он вырастает до образа России. Впервые Кобелева в русском сарафане с длинной косой появляется перед зрителями под знаменитую песню Валентины Толкуновой «Гляжу в озера синие». Актрисе действительно удается сыграть ту, которую мы единственной зовем. Она и правда прекрасна собой, и совершенно, кажется, искренне грустит и печально смотрит на всех. Однако, в тот момент, когда от нее абсолютно этого не ждешь, она не поленится окончательно вывихнуть все суставы и убить в человеке последнюю надежду на то, что он сможет подняться. А после этого с сочувствием посмотрит и, жалея даже, проведет рукой по волосам.

Фото - В. Балакин
Фото - В. Балакин

Наиболее устрашающим в спектакле получился образ Дмитрия (Евгений Чистяков), друга Блика. Появляясь во втором действии, он воплощает самый ужасающий тип людей, которые свою посредственность прячут за мнимой красотой, однако от этого его пиджак не становится ярким, он так и остается посредственно серым, а, что еще ужаснее, под этим пиджаком от мнимой красоты не вырастает душа. За серым, пусть и стильным, пиджаком Дмитрия нет ничего кроме пустоты. Что и приводит к «технической неисправности» общества, именно такие современные мертвые души и запевают современную песню о Родине, создают ее фейковую действительность, которую лихо подхватывает большинство.
Cпектакль соткан режиссером из абсурдных, на первых взгляд, сочетаний. Подлинного и фейкового. Это наиболее ярко отражается в музыкальном оформлении, где воедино сливаются псевдонародные песни ансамбля «Русская песня» и по-настоящему «живые» песни Валентины Толкуновой, где яркий и нескрываемый музыкальный стеб «Turn down for what» соседствует с более искренним и тонким юмором песни «Formidable». «В этом городе жил и работал…» сочетает театральное и реальное. На протяжении всего спектакля на заднем плане, как напоминание о театральности, висит атласное полотнище красного цвета, собранное на манер традиционного занавеса. При этом, действие на сцене развивается зачастую наперекор этим традициям. А само полотнище в финале модифицируется в дуругой уже атлас – тот, что срывают при открытии мемориальных досок. На всех как под копирку начертано «в этом городе жил и работал…», что подразумевает «этот город убил, уничтожил…».

Фото - В. Балакин
Фото - В. Балакин

Перед нами абсолютно гротесковый мир. В каждом образе актеры нашли то, что необходимо довести до фарсовости, почти карикатурности, что в итоге вызывает дикий смех в зале. Однако именно этот смех увеличивает масштаб главной идеи постановки, показывающей, насколько в надломленном и больном состоянии находится сегодняшнее общество, насколько оно технически неисправно и зиждется не на истинных, а подложных ценностях. Спектакль рисует образ Родины, пропускающей всех через жернова посредственности, ломает кости, ломает душу и превращает людей в единую серую, безликую массу, которая вынуждена под серыми пиджаками скрывать личностное, живое, человеческое.

июнь 2015

Авторы: