Театр, который вмешивается

Статьи об иностранных театрах у нас в журнале, увы, большая редкость. А уж ОТ театров тем более. Поэтому редакции вдвойне приятно представить вам текст, написанный сотрудником польского Театра Повшехны, Каролины Капральской. Немного об истории театра и новостях прошедшего сезона.

«Я сторонник театра, который вмешивается. Театра, который вмешивается в политику, в общественную жизнь и в самые интимные человеческие дела. Театра, который имеет собственное мнение в этих вопросах, выражает его открыто, защищает его – со сцены, разумеется».
Зигмунт Хюбнер

Театр Повшехны (Общедоступный театр – прим.ред.) – это первый открытый театр в Варшаве, появившийся после Второй мировой войны. Во время управления Зигмунта Хюбнера (1975 – 1989гг.), имя которого он теперь носит, театр был местом, в котором возникали одни из самых важных спектаклей для польской сцены, выражающие политические и гражданские идеи. Сейчас театр снова становится важным местом на карте Варшавы, благодаря не только спектаклям, но и его программной концепции, соединяющей художественную деятельность с социальной и образовательной: мастерскими, циклами дебатов, лекциями, концертами и выставками.

Фото из архива театра
Фото из архива театра

Театр Повшехны активно сотрудничает с неправительственными организациями и участвует в мероприятиях, привлекающих людей с ограниченными возможностями, иммигрантов и просто жителей города. С этого сезона театр возглавил Павел Лысак, один из самых известных польских режиссеров, который прославился первыми постановками «жестких» британских и германских текстов в Польше. Новый директор сформулировал программу театра словами его основателя: «Театр, который вмешивается». Театр, главное место в котором отводится эксперименту и поиску новой эстетики. Основываясь на современных произведениях и интерпретации классики, спектакли включают в себя социальные и политические дискуссии, темы табу, столкновения в публичных дебатах.
В этом сезоне в театр были приглашены режиссеры, получившие общественное признание громкими и спорными спектаклями: Мая Клечевска, Марцин Либер, Михаил Задара, Войцех Клемм, а также самые талантливые представители нового поколения: Радослав Рыхцик, Войцех Фаруга. Свое место в театре нашли и совсем молодые режиссеры (трое из них приготовили здесь первые внешкольные семинарные выступления), и молодые драматурги, оттачивающие мастерство под руководством Малгожаты Сикорской-Мищук и Артура Палыги, признанных одними из самых интересных современных драматургов.
Премьеры этого сезона были объединены в тематические проекты, создающие пространство для обсуждения, для сотрудничества со специалистами разных областей, разными учреждениями и, прежде всего, со зрителями. Первый из них – «Что нужно убить? Война. Мир. Украина» – стал художественным ответом на события последних месяцев в Украине. В рамках проекта были поставлены спектакль «Дневники Майдана» Натальи Ворожбит, режиссер – Войцех Клемм, и адаптация «Войны и мира» Льва Толстого, режиссер – Марцин Либер. Второй – «Все для продажи» – сосредоточился на темах современного потребительства и пределов творчества (спектакли «Крысы» по Гауптману, режиссер – Мая Клечевская, и «Аалст» Хейваерта и Верхулста, режиссер – Радослав Рыхцик). Третий – «Город. Между утопией и разочарованием» – включает в себя спектакли «Ивонна, принцесса с виски» Магды Фертач, режиссер – Лена Франкевич, и «Кукла. Лучшие перед нами» по Прусу, режиссер – Войцех Фаруга. Этот проект посвящен теме неудач и разочарований, которая сопровождается критическим анализом последствий польской системной трансформации, а также нашему существованию в общественном пространстве и поиску идей, которые в будущем помогут вырваться из идеологической безнадежности.

знакомство с Театром Повшехны можно продолжить здесь

июнь 2015