При публикации этого материала я столкнулась с тем, что он не подходит ни для одной рубрики нашего журнала. Рука потянулась к "Закулисью". Но ведь там про актёров, режиссёров, художников. А почему мы ни разу не писали про наше собственное... нет, даже не закулисье... маленькую "театроведческую кухню"? Причём – учебную. Я решила задать одни и те же вопросы выпускникам театроведческого факультета, которые защитили дипломы в этом году. Надеюсь, для студентов и, в первую очередь, абитуриентов этот материал окажется полезным и ответит хотя бы на часть интересующих их вопросов.
КСЕНИЯ РУСИНОВА
При поступлении на первый курс театроведческого факультета самым сложным и страшным казалось...
Произнести без ошибок фамилию Някрошюс. А вообще на протяжении экзаменов казалось, что все знают больше, читали больше и вдобавок в курсе всех премьер. Но сильнее всего (помимо Максимова, который по слухам "валит и задает вопросы") пугали девочки, которые гордо приносили свои публикации, вырезанные из разных газет.
...а оказалось...
Что ни одна из тех девочек не поступила; что быть в курсе премьер не так сложно; что всегда будет кто-то, кто читал больше тебя, но это вовсе не проблема. Осталось научиться не бояться Максимова.
Стоит ли поступать сразу после школы?
Если идёшь учиться осознанно – неважно, поступаешь ты после школы или после трёх предыдущих ВУЗов. Если в панике решать, куда бы поступить только потому, что все торопят с выбором профессии, – при таком раскладе угадать с призванием почти нереально. С другой стороны, где бы я ни работала в дальнейшем, мне сказочно повезло, что всё началось именно с Академии: знания, легендарные учителя, возможности, удивительная атмосфера, знакомства.
Каков твой дальнейший "план действий" в театроведческой сфере?
Если говорить об учёбе – спокойно осваивать пробелы, писать, а к следующему году, возможно, идти в аспирантуру. В конце концов, как говорит Антон Владимирович Сергеев, театроведение теперь у нас в крови, и в любой ситуации мы будем искать коллизию и конфликт. Не думаю, что меня вынесет далеко за пределы театра.
Как тебе кажется, от чего стоит предостеречь вновь прибывших (будущих) театроведов, и на что им нужно обратить особое внимание, приступив к учёбе на факультете?
Важно избавиться от стереотипов и найти свой смысл в профессии, только тогда можно счастливо и успешно этим заниматься. Здесь очень любят студентов, это помогает спокойно и без давления искать себя. С другой стороны, знания и чувство профессии не придут, если ты их сам не схватишь.
Я училась в музыкальной группе, поэтому не могу не сказать: не бойтесь, пожалуйста, оперного театра! Это потрясающе интересно. Ходите на лекции всех, кто вдруг решил их почитать: зарубежные профессора, иногородние лекторы. Ну и лекции в Академии – это святое. И ещё не теряйте карточку Театральной библиотеки.
ЯНА ПОСТОВАЛОВА
При поступлении на первый курс театроведческого факультета самым сложным и страшным казалось...
Самым сложным и страшным казалась первая большая работа.(вступительное испытание "большая рецензия" – прим. ред.)
...а оказалось...
Собеседование по блиц-рецензии. Меня долго терзали и пытали, ибо, анализируя отрывок по "Кармен" Питера Брука, я написала, что вот, мол, особый свет даёт лампа. И первый вопрос был: "Яна, какая лампа? На дворе какой век?". И тут же ещё Евгения Эдуардовна Тропп сурово сказала: "Ну и почерк у вас, Яна, я ничего не поняла". А она вела у нас подготовительные занятия, и я так растерялась от её комментария, сникла вся и перестала соображать окончательно. И тут Надежда Александровна Таршис тихо так спросила: "Яна, но лампы же бывают не только электрические, правда? Бывают же и другие?". И я как-то начала соображать и отвечать.
Стоит ли поступать сразу после школы?
Я не думаю, что стоит поступать сразу после школы, если серьёзно хочешь заниматься профессией. Если идёшь за профессией, – критика ли, историка ли театра, – то надобно, на мой взгляд, иметь что-то в багаже. Желательно гуманитарное образование... или жизненный опыт... Не знаю, у меня, например, филфак, плюс опыт путешествий, просмотра – почти профессионального – кино. Везде, где я бывала, обязательно посещала галереи и музеи, насматривала, сама для себя училась на глаз отличать живопись одного мастера от другого, и это всё потом пригодилось. И существенно облегчило существование в Академии. А если идёшь просто за хорошим, качественным образованием, то можно и после школы.
Каков твой дальнейший "план действий" в театроведческой сфере?
План у меня был с самого начала. Я приехала получить профессиональное образование и работать критиком. Работала с первого курса в ПТЖ: сначала в блоге, затем меня взяли в штат журнала редактором. Теперь поступила в аспирантуру РИИИ и очень хочу преподавать, продолжая публиковаться.
Как тебе кажется, от чего стоит предостеречь вновь прибывших (будущих) театроведов, и на что им нужно обратить особое внимание, приступив к учёбе на факультете?
Предостерегать, думаю, не стоит ни от чего. Это абсолютно райское место, там удивительные педагоги, которые тебя окружают любовью и заботой. Четыре года были сплошным счастьем. А так, я для себя решила, что необходимо в профессии быть честным. Для себя честным, выработать свой личный кодекс и стараться ему следовать.
ЕВГЕНИЙ ИОНОВ
При поступлении на первый курс театроведческого факультета самым сложным и страшным казалось...
Для человека, который до поступления знал о театре лишь то, что это место, куда стоит приходить в пиджаке и со своей едой, самым страшным показался первый тур. В 29 часов рельсовой дороги я пытался вместить пьесы Чехова и Уильямса (друг посоветовал). Уверенный в своих силах (таки прочитал Чехова и Уильямса), пошёл на первый тур, но когда огласили весь список (спектакли, пьесы, фильмы), я испугался по-настоящему: ничего из этого не читал и не смотрел. Отступать было некуда и, сказав про себя (или вслух, я не помню): "кто не рискует – тот не кайфует", написал текст о фильме, который знаком мне был только по трём словам: "Волга", угон, Деточкин…
...а оказалось...
Весь постпервотуровский период я провёл на балконе, выкуривая одну за другой. Это было самое, как мне казалось, жуткое время. Чёртово ожидание. Но оказалось, что я на несколько баллов превысил минимум для прохода на следующее испытание. Вдохновлённый «победой», я решил, что 100% поступлю – что, собственно, и произошло. Пользуясь случаем, хочу сказать спасибо всем, кто не поступал на театроведческий факультет в 2011 году!
Стоит ли поступать сразу после школы?
Думаю, не стоит сразу лишать себя удовольствия безмятежной, свободной жизни, полной радостей и полноценного сна. С другой стороны, чем раньше погрузитесь в науку, тем скорее ощутите твердь под ногами.
Самое важное в этой профессии – культурный багаж. Советую до поступления найти наставника, который обогатит вас базовыми знаниями и передаст в добрые и профессиональные руки наших преподавателей.
P.S. Как бы это парадоксально ни звучало, не читайте до поступления «Введение в театроведение». Поберегите себя. Начните с чего-нибудь попроще. С Аристотеля, например.
Каков твой дальнейший "план действий" в театроведческой сфере?
Интересно продолжить изучать теорию театра, теорию драмы, заняться антропологией. Если это получится совмещать с учёбой (после театроведческого поступил в магистратуру на драматурга).
Как тебе кажется, от чего стоит предостеречь вновь прибывших (будущих) театроведов, и на что им нужно обратить особое внимание, приступив к учёбе на факультете?
Поступили – думайте над дипломом. Чем раньше – тем лучше. Я серьёзно. Берегите нервы своих научных руководителей. И цените каждую лекцию. То, что дают у нас, – гуманитарный дар, опыт, собранный лучшими представителями профессии. Не халтурьте, не плагиатьте. Ведите читательский дневник. И вызубрите методичку Анатолия Петровича Кулиша по источниковедению. Мне не удалось. Рассчитываю на вас.
ОЛЬГА МАРКАРЯН
В начале учёбы казалось, что придётся смотреть на спектакли со стороны и в деле не участвовать, и это было обидно. Потом оказалось, это "смотрение со стороны" настолько интересно, что про зависть к практикам я совершенно забыла. Ещё казалось, что заниматься историей будет скучно, а потом получилось, что ничего лучше нет. Ничто так не люблю, как исторический семинар.
Я думаю, если уж какие-то лекции нравятся, нужно ходить, не разрывая цепь занятий прогулами. И ещё думаю, нужно очень подробно конспектировать, прямо-таки дословно, ничего не меняя, даже сохраняя первое лицо ("я" педагога). При подготовке к экзаменам читать не учебник, а статьи исследователей или писателей, драматургов, режиссёров. Не читать кратких содержаний – по мне так лучше прочесть не все пьесы, зато целиком.
Нужно мало спать. Ночью читать подальше от созблазняющей кровати. И брать с собой леденцы на лекции, чтобы не спать там, и кофе в термосе в перерыве.
МАРИНА ЗАСУХИНА
При поступлении на первый курс театроведческого факультета самым сложным и страшным казалось...
Самое первое, что испугало, – тот объём информации, который нам предстояло изучить. Казалось, что всё это не совместимо с нормальной жизнью.
...а оказалось...
А оказалось, что если спать только 3 часа в сутки и никуда больше не ходить, кроме библиотеки и театра, то жить тоже можно.
Стоит ли поступать сразу после школы?
Если есть такое желание, то, конечно, нужно бежать сразу после получения школьного аттестата в Академию и подавать документы.
Каков твой дальнейший "план действий" в театроведческой сфере?
Во-первых, учиться, учиться и ещё раз учиться на театроведческом факультете, но уже в магистратуре. А во-вторых, преподавать историю театра в пермском колледже искусств и культуры.
Как тебе кажется, от чего стоит предостеречь вновь прибывших (будущих) театроведов, и на что им нужно обратить особое внимание, приступив к учёбе на факультете?
Стараться ни под каким предлогом не пропускать ни одного занятия, потому что ни переписанная у однокурсников лекция, ни диктофонная запись не способны передать самого ценного – той человеческой и профессиональной энергии, которой переполнены абсолютно все преподаватели театральной академии, и которая вдохновляет на учёбу.
КСЕНИЯ ЯРОШ
При поступлении на первый курс театроведческого факультета самым сложным и страшным казалось...
При поступлении самым страшным казалось всё. И консультация с Барбоем, и блиц-рецензия, и коллоквиум, и все люди вокруг – педагоги, абитуриенты.
...а оказалось...
Оказалось, что Барбой скорее даже поддерживает, а не заваливает, на блиц-рецензии просто нет времени и места страху, так как надо очень быстро записать увиденное, а педагоги в приёмной комиссии сливаются в одно пятно – так что даже не вычленить лиц, не испугаться их реакции. Страшной оказалась рецензия. Когда прочли список, решила было идти домой: из всех перечисленных спектаклей я видела только"Циников" Праудина (был такой спектакль в театре Ленсовета), но и то – глухой зимой, в день премьеры. Но всё же решила в порыве отчаяния написать, как бы сыграли "Циников" актёры "Экспериментальной сцены", просто потому, что их я знала. Единственный вывод в моей рецензии, кажется, был таков: актёры "Экспериментальной сцены" сыграли бы лучше тех, о которых я ничего не помню. Всё же лучше смотреть все премьеры сезона... А на коллоквиуме оказалось самым сложным выразить именно свое мнение, потому что от испуга и зажима лезли всё чьи-то чужие слова и мысли, обрывки из статей и предисловий, и звучало это из уст ребёнка весьма нелепо.
Стоит ли поступать сразу после школы?
Если поступишь после школы, то больше успеешь прочесть и увидеть, глубже войдешь в профессию. Ведь с первого курса масштаб непрочитанного и неузнанного только растёт, и никогда не успеть, никогда. Если не после школы – то успеешь пожить до, увидеть и сделать что-то, на что потом времени уже не будет точно.
Каков твой дальнейший "план действий" в театроведческой сфере?
Магистратура.
Как тебе кажется, от чего стоит предостеречь вновь прибывших (будущих) театроведов, и на что им нужно обратить особое внимание, приступив к учёбе на факультете?
Надо постараться спать хотя бы 3 часа в день, это правда стоит того. Вообще спать надо, как бы ни жалко было на это тратить время. Тогда, когда понадобится не спать несколько суток, это получится без проблем.
Читать пьесы лучше заранее, не оставлять все сорок на последнюю ночь. Честно. И их лучше конспектировать, потому что иначе не вспомнишь ни за что. А ещё друг другу пересказывать, тогда запоминается.
Хорошо дружить с библиотекарем читального зала. И, может статься, однажды получится взять домой восемь книг вместо разрешённых трёх.
Выписывать странички, откуда цитата. Потом взвоешь, когда придётся заново отыскивать для ссылок.
Реально стоит слушать лекции Анатолия Петровича Кулиша по источниковедению, хотя будет не ясно, зачем. Потом станет ясно. И больно.
Не пропускать первые пары в 9.30, хотя будет не ясно, как. Но на них почти всегда – самое интересное и невосполнимое.
В принципе, всё пропущенное невосполнимо, ибо лекции уникальны – авторские. Так что лучше уж прогуливать спектакли.
По возможности не спать на лекциях и будить однокурсников, когда те отрубаются. И включать диктофон, чтобы потом, дома, прослушать пропущенное.
Читать работы однокурсников к семинарам не в метро и не в столовой, а долгими вечерами – так интересней.
Если есть возможность посмотреть спектакль два раза, то в первый раз не записывать его в блокнот, а просто смотреть. А записывать уже со второго.
Здорово вести дневник спектаклей и после представления фиксировать свои мысли. Утром они уже не те.
Не бояться списков литературы. Всё равно никто не верит, что ты прочтёшь всё.
А впрочем, бояться, но всегда двигаться в сторону страха.
июль 2015
материал подготовила: