"Орлеан" (2015)
Режиссёр Андрей Прошкин
В одной далекой-далекой галактике, где-то на трассе 60, находится коммунальный пятиэтажный городок грехов Орлеан. Его главные достопримечательности – бесконечная свалка с голодными чайками, на которой местная милиция периодически делает жутковатые находки, и черное шапито, где работает киллер-иллюзионист Боря Амаретто (Тимофей Трибунцев), готовый «перепилить нужного человека» по предварительному заказу.
Городок живет припеваючи, наслаждаясь грехопадением, скудным хлебом и яркими цирковыми зрелищами, пока парикмахерша Лидка (Елена Лядова) окончательно не нарушает баланс сил добра и зла, отправившись на прием к гинекологу Рудику (Олег Ягодин) с целью очередного избавления от нежелательных «последствий» любовного свидания. К слову, и Рудик обладает вполне приличным каталогом пороков – совершая хирургические манипуляции с пациенткой, цинично поедает мороженое, в свободное от работы время увлеченно распутничает, часто забывает о своем больном отце. В палату к отдыхающей после операции Лидке входит таинственный незнакомец (Виктор Сухоруков). Его миссия скромна: устроить Орлеану адский аттракцион тотального возмездия. Жители обязаны одуматься, а этот грешный Карфаген должен быть разрушен. И никакие связи не помогут, и не укрыться даже в собачьей конуре.
Без аллюзий не обошлось. В первую очередь, к «Мастеру и Маргарите». Орлеанский Воланд хоть и более мелкого пошиба, и не имеет при себе богатого портсигара с папиросами любой марки внутри, зато у него есть визитки на имя Павлючик А. Павлючек и офис – помещение бывшей городской уборной, выбранное по причине дешевой арендной платы. В качестве сотрудников карательного предприятия значатся космически прекрасная секретарша и гигантский лысый кот-людоед с труднозапоминаемым именем. Чем дальше – тем страньше, чудесатее и смеховатее: в посетительницу парикмахерской вселяется Нечто; безнадежный больной внезапно выходит из комы; слесарь чинит кран, беззастенчиво сверкая гламурным красным лаком на ногах… И жесть, и юмор (очень черный!), и гротеск.
Господин Павлючик непоколебим в своем намерении уконтрапупить заблудших граждан, живущих по принципу «все умрут, а я останусь». Лидка просит помощи у Рудика, Рудик – у приятеля из правоохранительных органов, следователя Неволина (Виталий Хаев). Они пытаются сначала избавиться от мучителя, потом подольститься к нему, потом опять избавиться, но всё безрезультатно. Потустороннюю совесть не победить. Осознав, что борьба ведется не просто с опасным идиотом, одержимым комплексом немезиды, а с инфернальным ревизором душ (как вариант, «ревизорро» душ – проверяющий чистоту душ, в белых перчатках, с чемоданчиком), герои взвывают на такой высокой ноте отчаяния, что получилась бы отличная грех-трешовая опера нищих духом.
Огромная удача для «Орлеана» (и для зрителя) – безупречные актерские работы. Лидка Елены Лядовой – провинциальная нимфоманка в вызывающем цветастом прикиде, малиновые пряди в волосах, все дела. Умопомрачителен эпизод с вешанием осточертевшего шкодного отпрыска на крючок в шкаф, чтобы не мешал. И не безобразничал. Лидку ничуть не смущает, что подобная воспитательная методика для ребенка – как дорога из желтого кирпича прямо в психушку.
Даже такой криминальный персонаж, как Боря Амаретто, получается у Тимофея Трибунцева удивительно милым и даже трогательным. Нравится Боре располовинивать сограждан по вечерам под бурные аплодисменты публики, что поделать... Во время сумасшедше прекрасной сцены в цирке отчаянно думалось о временах лютой испанской инквизиции. Вот как бы выглядело ток-шоу «Давай поженимся» с Томасом де Торквемадой, например? Одну невесту оставляем, двух других – на костер? Все довольны, все смеются, азарт, восторг, яростно отбитые ладошки. А уж если отсыпать великому инквизитору хоть немного неудержимого обаяния Трибунцева...
Рудика играет Олег Ягодин – в миру фронтмен екатеринбургской «Курары», зажигательно отплясывающий дивные шаманские танцы на своих концертах. Кроме того, Ягодин – главная звезда «Коляда-театра», актер с мощнейшей энергетикой и темной харизмой. Зато в «Орлеане» он органично бесстрастен. И все равно – более чем убедителен.
От Виталия Хаева неминуемо ждешь такой же дикой экспрессии, как в «Изображая жертву». И оглушительно прозвучит кара, придуманная для следователя Неволина Павлючиком. Афоризмы – будут. Но, конечно, не про колготки и «откуда все прилетели». А, скорее, про территориально-стратегическое положение общества сейчас.
Виктор Сухоруков – необычно сдержанный. Потому – демоничный вдвойне. А то и втройне. Всякое желание грешить в его присутствии отпадает, даже в шутку.
Львиную долю очарования фильму придает саундтрек, написанный культовой британской группой «The Tiger Lillies». В сети встречается такая информация к размышлению: «Тайгеры» хотели забрать все свои чудесные композиции, узнав, что фильм получился одним большим плакатом на тему «Грешники, покайтесь!». Ибо для артистов, работающих в стиле фрик-кабаре, выступать в роли музыкального господина-оформителя явно морализаторского произведения как-то противоестественно. В итоге музыку все же оставили, но с обязательной оговоркой в титрах, что группа не согласна с позицией авторов фильма. Аминь.
К сожалению, к финалу картина успевает подрастерять значительное количество легкости и драйва, и нравоучительные мотивы звучат уже настолько навязчиво, что превращаются в проповедь с эффектом лоботомии. А сцена любви во время компьютерной «последней бури столетия» так и вовсе вызывает желание взять нитку с иголкой и проделать то же, что сделал герой Ягодина несколько ранее.
После просмотра еще некоторое время с легким отвращением думаешь о блюдах из курицы, современном кинематографе и внимательно оглядываешься по сторонам, потому что кажется, что машина с большим надувным слоном сейчас прокатится по улицам твоего города.
В общем, дорогие сограждане, будьте осторожны и ведите себя хорошо, иначе вместо ожидаемого Personal Jesus к вам придет ваш личный Экзекутор и устроит очень эпический морально-нравственный роуминг.
p.s. Вчера «Орлеан», а сегодня утром сообщение в новостях о том, что в Суздале выпустили парфюм с ароматом денег. Жизнь победит любую фантасмагорию. Занавес.
сентябрь 2015