Ликбез на древнерусском

"Безумное путешествие за святыми дарами". По мотивам житийных писаний протопопа Аввакума и патриарха Никона
Театр.Doc (Москва)
Автор и режиссёр Елена Грёмина

В рамках больших гастролей Театра.Doc в Pop-Up театре

Спектакль «Безумное путешествие за святыми дарами» до некоторой степени действительно безумен. Doc на древнерусском – это ли не бред, казалось бы. Но нет, не бред. Все так и есть: шесть актеров (Анастасия Патлай, Варвара Фаэр, Константин Кожевников, Дмитрий Кривочуров, Дмитрий Немонтов и Арсений Тополага), старательно «окая» и произнося слова на старый лад, рассказывают зрителям историю становления христианства на Руси на церковно-славянском. Даже не столько историю становления, сколько смутного времени: периода церковного реформирования семнадцатого века и установившегося в то время – на короткий срок – двоеверия, когда старообрядческие мотивы соседствовали с православными.
За час с небольшим, что длится спектакль, актеры успевают поговорить о проблеме взаимоотношений протопопа Аввакума с властью и церковью; пролить свет на конфликт Аввакума и ученика его Федора; поведать о страданиях и мучениях боярыни Морозовой и о зверствах царя Алексея; наглядно продемонстрировать разницу деталей служения и облачения в старообрядничестве и православии. Зрителям подробно объясняют, что такое лестовка и обшивка, а также, чем кафтан отличается от рясы.

Фото из архива театра
Фото из архива театра

Собственно, «Безумное путешествие» – одновременно и спектакль-паломничество, и спектакль-экскурсия. С одной стороны, зрители становятся ближе к тем, кто, выступая против официальной власти, силой веры заслужил статус великомученика. Следовательно, мы не столько ко святым местам совершаем путь, сколько ко святым людям.
С другой стороны, все происходящее напоминает своеобразный экскурсионный тур. Сцены нет. Вместо нее – несколько небольших помостов по периметру зала и металлический крестообразный стол в центре. На нем распинают героев в начале, на нем же строят символический храм в конце.
Актеры, босые, облаченные в условные одежды (в основном, темных тонов), находятся среди зрителей. Экспонаты, оживающие на наших глазах, обретают собственный голос ровно в тот момент, когда экскурсовод (в исполнении Анастасии Патлай) вводит аудиторию в курс дела. Эта дама в красном платье сдержанно и спокойно, без лишней суеты и ярко-выраженных эмоций повествует обо всех ужасах пыток и истязаний: вывороченных суставах, содранной коже, сожжении заживо, и так далее и тому подобное.
Внешнее спокойствие говорящей, ее неестественно ровная интонация для таких сведений действуют на аудиторию парализующе: становится откровенно не по себе, точно и с тебя, такого теплого, разнеженного, живого, насильно снимают слой за слоем, что-то наговаривая на шаманском древнерусском, постепенно погружая в транс.
Надо сказать, актеры Театра.doc после спектакля признались, что играют «Путешествие» в пространстве еще более аскетичном, чем то, которое предоставил им Pop-Up театр. Однако и в этой комнате с четырьмя дырами вместо привычных дверей, где серый бетонный пол лишь немногим темнее стен, где холодно и негде присесть, все тоже работало на высечение дополнительного смысла. Ощущение камеры, тюремного заключения, изоляции нашего общества от всего остального – живого, излишне подвижного – мира (за окном периодически наигрывала залихватски веселая мелодия).
История семнадцатого века и распятых бунтарей, среди которых были молодые, старики и женщины; история абсурдная, нелепая и жестокая внезапно аукается днем сегодняшним.
«Безумное путешествие за святыми дарами» Елены Греминой не про далекое прошлое – про прошлое близкое, из которого растет настоящее. Мы современные, странные и дикие, – отголосок смутного семнадцатого века. И путь каждого из нас – безумное паломничество к святым местам длиною в жизнь. Путь к тому храму, который выстроит в душе сам верующий.

октябрь 2015