Хромакей "Бориса Годунова". Интервью с Михаилом Бычковым

Совсем недавно в Петербурге на сцене Малого драматического театра прошли гастроли Воронежского Камерного театра, которые открылись «Борисом Годуновым» Михаила Бычкова. Так сложилось, что последний год дал несколько режиссерских интерпретаций трагедии Пушкина: Петера Штайна, Эймунтаса Някрошюса, Константина Богомолова. Можно сказать, что «Борис Годунов» – самое радикальное высказывание режиссера Бычкова. Сценографию спектакля создал Николай Симонов, заслуженный художник России, работающий с Юрием Бутусовым, Кириллом Серебренниковым, Галиной Волчек. Художник по свету – Евгений Ганзбург. Действие разворачивается в зеленом кабинете, напоминающем экран телевизионного хромакея. В этом постмодернистском  пространстве, где смешаны разные эпохи, предстают трагедия личности и трагедия целого народа. О творческом решении спектакля, его проблематике мы поговорили с основателем, режиссером и художественным руководителем Воронежского Камерного театра Михаилом Бычковым. Беседовала Ольга Ковлакова.

М. Бычков (фото А. Бычкова)
М. Бычков (фото А. Бычкова)

 
Ольга Ковлакова. В 2014 году прошло немало премьер по произведениям Пушкина. Лидирует, безусловно, его трагедия «Борис Годунов». Как появилась эта пьеса в репертуаре Воронежского Камерного театра?

Михаил Бычков. Вообще говоря, бывают такие чудеса, когда все подряд ставят «Чайку» или что-то другое. А сейчас все ставят «Годунова». Но мне кажется, что в этом случае  все достаточно просто. Для театральных людей определенного склада, особенно не разделяющих собственное творчество и жизнь, она просится на сцену. Ищет способы проявиться и «Годунов», тот гениальный материал, который позволяет каким-то образом осмыслить ощущение сегодняшнего дня и поделиться им.

О.К. Някрошюс, комментируя свой замысел спектакля «Борис Годунов», называет народ вторым, а возможно, и первым действующим лицом трагедии. Какое место отведено народу в вашей интерпретации?

М.Б. Абсолютно равнозначное с Борисом. Народ все время «болтается под ногами», хотя практически безмолвствует весь спектакль. Все, что народ говорит, это – «Да здравствует Борис!», «Вязать! Топить!» и т.д. Он сведен к одной фигуре, это среднестатистический портрет народа – женщина, естественно, россиянка. Среднего возраста, любящая смотреть телевизор, патриотка. То, что исполняет Татьяна Михайловна Чернявская.

О.К. Существует  мнение, что «Борис Годунов» пьеса, которой тотально не везет, что практически нет удачных постановок. Столкнулись ли вы со сложностями при ее постановке?

М.Б. Нет, я сложностей не испытывал. У нас история возникновения этого текста связана с очень важным моментом в жизни нашего театра – обретением нового здания. Когда стало понятно, что наше новое здание достраивается, мы задумались о том, чем будем открывать театр. Нужно было показать горожанам и гостям города все возможности уникального здания. Мы решили выбрать пьесу, где много мест действия: разыграть что-то в трюме, что-то на малой сцене, что-то на большой, что-то на крыше, что-то в танцевальном зале. И тут я вспомнил, что в художественном училище первым театральным заданием мы как студенты-сценографы получили «Бориса Годунова», с его многообразием мест действия: «Девичье поле», «Новодевичий монастырь», «Кремль», «Царские палаты», «Корчма» и так далее. Когда открыли текст, то вспомнили о том, насколько он замечательный. И понятно стало, что это будет даже не спектакль, а какое-то действо, которым будет отмечено рождение нового театрального здания. Это действо должно было быть не только разнообразно по пространству, но и качественно по смыслу. А что у нас качественнее Пушкина?! И уже не Пушкин обслуживал наш замысел, а мы начинали обслуживать Пушкина, работать над тем, что было у нас в руках. И как-то во всем этом открылась жизнь, сложилась редакция. Мы, конечно, не всего «Годунова» поставили, несколько важных и прекрасных сцен мы сознательно опустили.
И мы действительно открыли новое здание на пустой сцене, где были только видео, свет и артисты в современных костюмах. Открыли спектаклем «Борис Годунов», назвав это эскизом к спектаклю. Он прошел, наверное, раз пять-шесть. Но стало понятно, что, если уже делать спектакль, то нужно его делать по-настоящему. Через какое-то время у нас с художником Николаем Симоновым  сочинилась история с точки зрения формы. Потом композитор и художник по свету к нам подключились. Музыкальное сопровождение вначале я предполагал на африканских тамтамах, мне нужны были барабаны. Но у нас очень своеобразный композитор, который впрямую задание никогда выполнить не может – обязательно перевернет с ног на голову и сделает по-своему. В результате, когда мы внятно определились с тем, что хотим делать в спектакле, Ярослав Борисов, композитор, уже включился в качестве равноправного соавтора. 

Сцена из спектакля "Борис Годунов". Фото из архива театра
Сцена из спектакля "Борис Годунов". Фото из архива театра

О.К. Одна из ключевых сцен трагедии – сцена с Юродивым. В вашем спектакле она решена, как коллективный просмотр по телевизору отрывка фильма-оперы «Борис Годунов», где партию Юродивого исполняет Козловский. Это связано с тем, что в труппе не оказалось актера, способного воплотить этот образ более достоверно, или Юродивый просто не может оказаться рядом с вашим Борисом Годуновым?

М.Б. Все возможно… На самом деле, я добавил эту сцену, ее не было в эскизе. А потом мне Паша Руднев сказал: «Ну как же, без Юродивого никак». Наверное, Юродивый нужен, чтобы еще как-то с другой стороны раскрыть Годунова. Ну и потом, я вам честно скажу, хотя это смешно прозвучит, но очень многие художественные решения на протяжении жизни Камерного театра определялись простыми вещами: у нас очень мало артистов. Особенно, когда дело касалось многонаселенных пьес, решения рождались, исходя из этого. Например, в спектакле «Дураки на периферии» – судья женского пола. А почему? Потому, что в этот момент не было в театре подходящего мужчины. А теперь я не вижу, чтобы кто-то другой был бы судьей, а не Татьяна Чернявская. Так и здесь. Хотя, по большому счету, нашлось бы кого позвать, если бы это было нужно. Но мне кажется, что Козловский справляется… 

О.К. Спектакль практически играется в «зеленом кабинете». Обычно зеленый – это цвет спокойствия. Ваш зеленый тревожный, даже болезненный.  Как появилось в вашем спектакле именно такое цветовое решение?

М.Б. За цвет отвечает художник. Это цвет, используемый для визуального монтажа. Это павильон, в котором на место зеленого можно подставить что угодно. На фоне зеленого снимают любые сцены, а потом это все может быть замещено – в сознании зрителя, в проекции, монтажно. То, что зеленое, – этого как бы нет, это условность, как зеленые человечки. Их как бы нет… Мы их не видим потому, что они зеленые в зеленом павильоне.

О.К. В спектакле присутствует очень четкое разделение поколений и визуально, и интонационно.

М.Б. Наверное, что-то есть такое – отражение того, что объективно происходит сегодня в жизни. Есть люди дела, а есть люди, не существующие в реальности. У них виртуальная реальность...  И, возможно, я этот разрыв бессознательно фиксирую, если вы его ощущаете.

Сцена из спектакля "Борис Годунов". Фото из архива театра
Сцена из спектакля "Борис Годунов". Фото из архива театра

О.К. В отличие от достаточно сильных и Годунова, и Самозванца у Някрошюса и Богомолова, оба ваших героя – личности слабоватые. Их слабость – приговор?

М.Б. Не знаю. Возможно, разные интонации иногда идут от человеческого наполнения актера, когда личное проникает в образ.
Мне трудно залезть в голову молодому человеку, но я могу себе представить, что человеку, который пролил тонны компьютерной крови, пульнуть легко. Реальность это или виртуальность – тоже для него вопрос. Отрепьев представляет себя то легионером, то рыцарем, то еще кем-то. Причем то, во что одеваются молодые, – маскарадные костюмы, купленные через интернет. Можно стать на одну вечеринку спайдерменом, веселым скелетоном, рыцарем, кем угодно. Вот печальная вдовица Ксения у нас в костюме «веселый скелетон» по каталогу…

О.К. Ваш спектакль это русская история?

М.Б. Да, конечно. Я про другое ничего не знаю. Это история про мир, в котором мы живем.

ноябрь 2015