Информация о предстоящем в ДК «Трёхгорка» мероприятии была максимально подробная: сторителлинг-спектакль, work-in-progress (эскиз), альманах из семи историй, охватывающих период с IX по XVI вв. В центре каждой истории – личность, сыгравшая важную роль в формировании Российского государства. Создатели сторителлинга – Мастерская Дмитрия Брусникина – «брусникинцы».
Давно существующий в Европе как вид импровизационного театра, сторителлинг в России пока мало представлен. Об этом событии в «Трёхгорке» трудно говорить как об импровизации в чистом виде, она здесь скорее возможна и напрямую связана со зрителем.
Это результат очередной лаборатории, проведенной в Плесе. Первая такая лаборатория дала жизнь «Конармии», и, судя по всему, брусникинцы эту колыбель полюбили. На этот раз проект был инициирован совместно актерами Мастерской и их педагогами – «старшими брусникинцами», которые уже много лет работают как независимая театральная группа Le Cirque De Сharles La Tannes. Что они сделали с семью столетиями русской истории? Трёп, стёб, капустник, травление баек, былина-комикс, КВН. Главное – личное отношение актёра к конкретной исторической личности и конкретному периоду формирования российского государства. Рассказ ведётся на языке сегодняшних двадцати-двадцатипятилетних, с использованием их культурных и бытовых кодов, позаимствованных из повседневной жизни, кино, мультфильмов, компьютерных игр. Здесь и семейка Адамс, и «Брат» плюс «Брат-2», и рэп, и «Любэ», как воспоминания из детства и ранней юности.
«Истории об истории» – не интерпретация, а поиск языка, нащупывание связей с сегодняшним днём. Несмотря на позднее время и неизбежные в подобной акции моменты «провиса», затягивания, никто из зрителей не воспользовался своим правом сказать на сторителлинге: «Неинтересно». Зал был взят обаянием, энергией молодости, искренностью и драйвом. Понятно, что большая часть публики уже была знакома с Мастерской и пришла на заводскую площадку с авансом любви и доверия. Но этот аванс был ребятами отработан, а зрители, познакомившиеся с ними впервые, в антрактах выражали желание посмотреть другие спектакли.
Во время продолжительных антрактов актёры находились рядом и были доступны к общению: в кафе, на улице.Такое взаимодействие не может не подкупить открытого зрителя. А именно на такого и рассчитан этот сторителлинг.
У брусникинцев нет какой-то одной темы – они пробуют, ищут. Был опыт пластического авангарда, театра художника, музыкального, драматического и документального театра. Опыт работы с группой Le Cirque De Сharles La Tannes – выход на территорию театральной активности через выставки, фестивали, перформансы, акции.
Стиль кэжуал – белые кроссовки, темный костюм и футболка – вот такой у нас нынче князь. Ну а там уж выпить или книжку почитать – это в соответствии с тем, что в летописях. Про летописи сказано было в самом начале: «Кто ж её проверит-то». Перформанс не предлагает зрителю копать глубоко, но дает возможность поразмышлять вместе, здесь и сейчас, на ближнем плане ассоциаций. Зрителю представляется не драматическая или историческая фикция, имитация, а реальный мир, единый для Рюрика, актёра и зрителя. В парных выходах актёров больше импровизации: кроме взаимоотношений со зрителем, появляется работа в паре, усиливается иррациональность, рождающая импульс к импровизации. В наше крайне политизированное время почти забыт легкий, ироничный тон по отношению к истории и своему месту в ней, к роли случая и закономерностей. Этот тон интересен, как один из вариантов здорового разговора о прошлом и настоящем. Включается механизм детских и юношеских воспоминаний, сеанс памяти, упакованный в юмор и стёб. То, что ДНР в устах князя Игоря (актёр Игорь Титов) оказывается Древлянской народной республикой, не утяжеляет повествование, а сшивает века в общее историческое полотно, в котором могут случаться и перевёртыши.
Святополк (Алексей Любимов) и Мономах (Сергей Карабань) строят свои отношения, помня о детских травмах и обидах. Их воспоминания и мотивы поступков не просто создают очередную версию влияния частной жизни на историю, но делают князей героями современных боевиков и даже нашими соседями по лестничной клетке.
Актёр здесь скорее перформер, даже аниматор. Он нащупывает, улавливает, направляет и усиливает реакцию зала. Автор каждой истории снова и снова проверяет себя, насколько он интересен, как долго может держать внимание, насколько совпадают его оценки со зрительскими, насколько созвучны их ассоциации. В отличие от театра традиционного зритель постоянно ощущает свою значимость, заинтересованность в нём того, кто на сцене.
До бонуса в конце спектакля – «Опричного речитатива» на американский манер» – дожили не все. Но на то он и бонус, чтобы достаться самым верным и выносливым. А уже c сентября в «Боярских палатах» можно снова включиться в этот процесс проживания истории России вместе с брусникинцами. Новое, ещё более соответствующее замыслу пространство, возможность новых интерпретации былей-небылей. Этот потенциал дают и изменения в жизненном опыте актёров, и сама наша полная сюрпризов действительность.
октябрь 2016