Так случилось, что на открытии новой площадки Небольшого драматического театра 25 августа побывали сразу два наших автора, о чем они по очереди вам расскажут.
Главным театральным событием прошлой недели стало открытие новой площадки Небольшого драматического театра на Васильевском острове. Пресс-конференция и показ легендарного «В Мадрид, В Мадрид!» в рамках открытия сцены продемонстрировали, что этот сезон ознаменован новой вехой в истории НДТ.
Небольшой драматический все шестнадцать лет своего существования (шесть из которых – в статусе театра государственного) не имел помещения. Поныне этот известный факт не вызывал никаких эмоций, кроме, пожалуй, сожаления. Теперь, когда новое место труппа любовно называет Домом, становится очевидным, что годы странствий имели стратегическое значение. За время скитаний по разным площадкам Петербурга театр привык жить «на чемоданах», что и позволило труппе во главе с худруком Львом Эренбургом выработать броню обособленности и найти то внутреннее сплочение, которое сейчас позволяет им называть себя Семьей. Причем в широком смысле: эстетическом, этическом, духовном.
Принцип подмены у них в эстетике, это плоть их метода, нечто нутряное, внутривенное. НДТ в очередной раз доказал свою гротесковую природу: сначала родилась Семья, а затем ей нашли Дом. Не нечто эфемерное, а конкретное место, которое они, пусть и ненадолго, но могут называть своим.
Ксения Малекина, директор НДТ: У нас появляется возможность не заниматься бесконечным логистическим процессом доставки декораций, здесь есть склад, который позволяет делать установку спектаклей в более краткие сроки.
Помимо таких очевидных преимуществ, как собственная площадка, склад и прочее, появились идейные перспективы развития театра. Они, безусловно, не появились внезапно, много важных открытий было сделано в прошлом сезоне: это и премьера Вадима Сквирского «Валентинов день» с тремя актерами на площадке, и «Волшебник страны Оз» Кирилла Сёмина и Евгения Карпова, где взрослые смеются столь же часто, как и дети. И, наконец, конкурс, проведенный в мае.
Ксения Малекина: Мы провели конкурс детских театральных студий «Маленькая сказка». Для нас это совершенно новое направление, но, как вы поняли, благодаря постановке наших ребят, Кирилла Сёмина и Евгения Карпова, все-таки детская аудитория тоже может быть нам интересна, что и подтвердил этот конкурс.
Но не только расширение аудитории привело к реорганизации театра.Труппа взяла инициативу в свои руки, в то время как Лев Эренбург набрал курс, с которым занимается уже третий год, и питает на их счет самые искренние надежды. А значит, расширился и состав НДТ, и, несмотря на крутой поворот в жизни театра, эстетическая платформа осталась прежней.
Лев Эренбург, художественный руководитель НДТ: Если говорить о совсем стратегии, так сказать, о душевном чаянии, то это, в общем, обеспечение некой преемственности, перемешать труппу с молодыми новыми силенками.
Пока Мастер занимается с теми, кто по планам совсем скоро вольется в репертуарные спектакли театра (по его словам – близится выпуск «Вишневого сада» с участием студентов и основного состава), старшие (они же – педагоги курса, они же – труппа) готовят музыкальную премьеру по сценарию Володина «Дульсинея Тобосская». Выбор на Александра Моисеевича, оказывается, пал не случайно, он был большим другом театра, и спектакль – дань памяти драматургу. Анонсируют спектакль как историю о Творце. Но более всего примечателен совсем другой факт. На пресс-конференции артисты Ольга Альбанова и Александр Белоусов, видимо, не выдержав официозности происходящего, решили представить два фрагмента будущего спектакля: песню Альдонсы и монолог Луиса. Отрывки явно напомнили известные партии тех же песен (сочиненных В. Константиновым и Б. Рацером) в исполнении Фрейндлих и Боярского в постановке «Дульсинеи Тобосской» И. Владимирова в театре Ленсовета 1973 года. Простая и искренняя проза Володина хорошо ложится на музыку и звучит не только музыкально, но даже мюзиклово, выражаясь современным языком. И это обращение к принципиально новым для этого театра формам – верный признак не только полижанровости НДТ, но и внутреннего потенциала, при котором репертуарная политика претерпевает самые неожиданные решения, а значит, художественный застой театру не грозит.
Кирилл Сёмин, актер и режиссер: С моей точки зрения, театр сейчас находится в очень хорошей творческой форме, когда есть возможность для развития и для движения во всех направлениях: вширь, вглубь, ввысь, и наш театр сейчас делает такие вещи, которые были немыслимы еще буквально два года назад.
Также планируется премьера «Короля Лира» в постановке Эренбурга общими усилиями всех его курсов (не исключено, что и нынешнего тоже). Выходит, такие понятия как эксцентрика и гротеск – главный инструментарий театра, – оказывается, вполне совместимы с детским театром и Володиным, с Вырыпаевым и Шекспиром, что вполне доказал прошлый сезон, и, будем надеяться, покажет сезон будущий.
Однако было бы наивным полагать, что с открытием новой площадки на КИМа, 6 все проблемы театра разом решились. Нет, это не так. По техническим причинам часть спектаклей все так же будет идти на малой сцене Балтийского Дома, и «чемоданный» период в жизни НДТ еще не завершен. Поэтому ставить точку в этой истории было бы ошибкой, а ощущение переезда, дух бродяжничества, верно, не скоро покинет театр. Конечно, как и прежде, хочется верить в то, что в один прекрасный день НДТ найдет место, откуда не придется выносить декорации. Сами они к вопросу о создании собственного театра со временем стали относиться философски и иронически: никаких прогнозов, мечтаний и пустых надежд. Их отношение к театру, как к процессу, дает повод не разделять историю театра на «до» и «после», а лишь отмечать на своем пути знаковые события, несущие за собой важные изменения.
Ольга Ковлакова:
На карте Петербурга появилось еще одно знаковое место. Когда первый раз туда добиралась, предварительное изучение маршрута не помогло. Хорошо, что червь сомнения был при мне, и минут через пять я обратилась к проходящей мимо паре. Получился такой диалог:
– Вы не подскажете, как пройти на проспект КИМа?
– А какой номер дома?
– КИМа, 6.
– Вам в НДТ?
Жители района уже знают, что в помещении, ранее принадлежавшем научно-производственному предприятию «Сигнал», наконец-то обрел свой дом известный петербургский театр. НДТ кочует по площадкам города, за ним кочует его преданный зритель.
Около зеленой, неожиданно тихой Железноводской улицы, перед площадью Балтийских юнг, справа возвышается бывшее заводское здание. Теперь здесь Эко-Лофт More Place, а НДТ – его часть. Вход в коридор-фойе обозначен рогожными портьерами и новым логотипом. У НДТ появилась крыша над головой, появилась она и на логотипе над тремя дорогими многим буквами. Атмосфера дружеская, домашняя. Тут и красные дорожки, и черное пианино калужской фабрики «Аккорд», словно из детства. Зрительный зал – черная комната на 60 мест.
Лев Эренбург: Когда я был помоложе, то мне казалось, что все исчерпывается камерной сценой, что большая – несовременна. После трех постановок в больших академических театрах Москвы я вдруг стал понимать, что большая сцена таит в себе некоторые возможности, отличные от малой. Не сказать, чтобы прямо мечтал… Ну, даст бог большую сцену – будем работать.
Ремонт актеры сделали сами. Хельга Филиппова рассказывает, как аврально готовили помещение к конкурсу детских театральных студий, как она сама отреставрировала пятьдесят стульев в зрительном зале. С улыбкой вспоминает первые спектакли «В Мадрид! В Мадрид!», когда бегали по городу с гробом и инвалидными колясками, и как однажды привели в недоумение таможенников (те изучили список реквизита: гроб, две инвалидные коляски, труба и горшок).
Дальше по коридору – гримуборные с выходом в небольшой уютный сад. Общая гримерка, она же – склад декораций текущих спектаклей. Актеры по очереди приводят в порядок костюмы, гримируются. Спектаклем «В Мадрид! В Мадрид!» НДТ заявил о себе шестнадцать лет назад, им же символично открывается новая сцена.
На пресс-конференции основные вопросы были обращены, конечно, к создателю театра – Льву Эренбургу.
Лев Эренбург: Когда я работаю не со своими актерами, условия игры сильно меняются. Свой язык, много лет совместной работы, понимание друг друга с полуслова. Когда я ставлю в любом, даже дружественном театре, я на фронте, так или иначе. А здесь – семья, другой уровень общения. Студийный, что бывает крайне редко в современном театре. И когда создавался государственный театр, говорилось о его уникальности по способу работы, по методологии. Он уникален, потому что это ЛА-БО-РА-ТО-РИ-Я. Великое слово. Забытое слово. Театр-лаборатория, каковым театр в идеале должен быть.
Новые резервы театру дает не только нынешний актерский курс. В прошлом сезоне состоялся режиссерский дебют двух учеников Эренбурга – актеров труппы. В репертуаре появился детский спектакль Кирилла Семина и Евгения Карпова «Волшебник страны Оз». Второй спектакль в качестве режиссера выпустил Вадим Сквирский – «Валентинов день» с актрисами Татьяной Колгановой и Татьяной Рябоконь, которые были номинированы на премию «Золотой софит» за лучший актерский ансамбль.
Будем надеяться, что новая площадка на КИМа, 6 – последний плацдарм для НДТ. Дальше только скорая победа. А победа – это свое здание с большой сценой, репетиционными, отдельными гримуборными, костюмерами, художниками, сценографами и всем полагающимся штатом.
август 2015