«Найдена гениальная формула – "Реальный театр"»

В последний день "Реального театра" мы попросили экспертов поделиться своими впечатлениями от фестиваля

ГАЛИНА БРАНДТ
доктор философских наук, профессор Екатеринбургского гуманитарного университета, театральный критик

Г. Брандт
Г. Брандт

Мне кажется, что «Реальный театр» в этом году получился обычным, в хорошем смысле слова. Обычным именно для этого фестиваля. Потому что бывали годы, когда привозили очень много спектаклей, и все разводили руками – все это поиски, но все так художественно неинтересно. И поэтому многие были в некотором недоумении. Бывало и наоборот – шедевры. Но эти шедевры на тот момент уже прошли «Золотую маску», были запатентованы.
В этот раз у фестиваля – другая природа. Обычно привозят из разных городов – чаще, конечно же, нестоличных – какие-то спектакли, которые совсем не на слуху. И здесь, собственно говоря, происходит проба – получилось или нет. И мне кажется, что вот в этом смысле, нынешний фестиваль точно соответствует своей природе. Потому что действительно много спектаклей было, которые самому автору фестиваля (Олегу Лоевскому – прим. ред.) было интересно посмотреть уже в контексте, проверить свои впечатления, поговорить о них с коллегами. И для него, я видела, тоже были какие-то неожиданные реакции, как по-разному все увиделось. Наш фестиваль именно этим интересен. Здесь не шедевры, не лучшие спектакли, как пишут на всяких баннерах. Это вот такие спектакли-поиски. Поскольку фестиваль авторский – они чем-то зацепили автора, и он даже еще сам не может понять чем. А здесь все это видится и проверяется.
И было что-то такое, что не получилось в фестивальном контексте. А были, напротив... Одна премьера «Трех сестер» чего стоит, это действительно потрясение. Для меня вообще «Красный факел» прозвучал очень ярко. Что первый спектакль как-то лег на мое сегодняшнее состояние, настроение, что «Три сестры». Об этом, я думаю, мы еще много будем говорить. И сейчас вот к завершению появляется такая параллель между «Русалочкой» и «АлиSой». Для меня, например, «Русалочка» после этого спектакля уже видится по-другому. В общем, все время идет какое-то движение, какое-то бурление. Понимание – непонимание, осмысление – переосмысление. И в этом тоже специфика «Реального театра».

АЛЕКСАНДР ВИСЛОВ
Театральный критик, редактор отдела «Искусство» «Литературной газеты», член экспертного совета национальной премии «Золотая маска»

А. Вислов
А. Вислов 

Ярких событий было много, как и всегда на «Реальном театре». Все очень умно простроено Олегом Семеновичем. Начали хорошо, потом были спорные спектакли, неоднозначные. А в конце – разнообразные и очень мощные к финалу. Очень правильно в этом плане драматургия фестиваля выстроена. Ну и, как всегда, если хочешь знать, чем сегодня дышит хороший российский театр, нужно приезжать на «Реальный театр», где это во всей красе представлено в самых разных видах, в самых разных формах. И в спорах – обсуждение, естественно, тоже является неотъемлемой частью фестиваля.

ЛЕВ ЗАКС
доктор философских наук, профессор, ректор Екатеринбургского гуманитарного университета, заведующий кафедрой эстетики, этики, теории и истории культуры Уральского федерального университета, театральный критик

Л. Закс
Л. Закс

Фестиваль, существующий уже много лет, имеет очень хорошую прививку от возможных критических нападок. В чем она: найдена гениальная формула – «Реальный театр». Каждый фестиваль по-своему показывает температуру, состояние театра на сегодняшний день. В этом году по событийному набору, набору шедевров он, конечно, не лучший. Не так много спектаклей, которые были тут показаны, тянут на большой разговор. Но это то, что происходит. Однако какие-то вещи фестиваль показывает безусловно. Например, на мой взгляд, технологизацию современного театра, и то, что эта технологизация не всегда обслуживает большие духовные цели. Во многих случаях она становится самодовлеющей. Есть другая тенденция, связанная с этой, – я вижу некое нарастающее влияние масскультовского контекста. Но опять же, это реальность. Третья тенденция, точнее, симптом: на удивление, при разном уровне режиссерских работ – а фестиваль был действительно амплитудно широкий, – в целом, высокая квалификация провинциальных актеров. Даже те спектакли, которые раскритиковали, все равно говорят о том, что актерский профессиональный уровень высокий. И это, конечно, подтверждает косвенно другую истину, что современный театр – искусство режиссерское, и поэтому даже при высоком актерском уровне событие происходит только тогда, когда есть режиссерская мысль, концепт, режиссерский риск – в одном случае, а в другом – наоборот, цепляние за традицию. Потому что все-таки главное событие, «Три сестры» – это апофеоз режиссерского творчества в разных аспектах: существования, семиотики, коммуникации, диалога с классикой. Кулябин продемонстрировал нам крайне утонченное, многозначное, и в тоже время бережное, уважительное отношение к Чехову в такой, в чем-то революционной, авангардной постановке. Это был авангард. Авангард – всегда работа с языком. Он и работал с ним. Но для него мир, который создал Чехов в своих ценностных, психологических, человеческих позициях был системой отсчета, и получился эффект схождения.
Для меня все равно в искусстве самое главное – это проблемы, социальные ценности, которые утверждаются или ставятся под сомнение. И разговор о форме, о языке имеет оправдание только в контексте духовно-смысловых, социально ценностных открытий, интерпретаций. Ну, в общем, содержания, смысла. Знаете, как Мандельштам говорил, «Мы – смысловики». Там, где возникает позыв к смысловому диалогу, открытая многозначная вселенная большого формата или маленького – значения не имеет. Поэтому, например, «Петра фон Кант» – для меня открытие. Это вселенная, куда мне интересно идти. «Три сестры» – тоже открытая вселенная, куда мне интересно идти. Были и такие спектакли, которые не проникали в голову, в душу, а искусство – для души, прежде всего. Можно честно признать, что гениальных работ было не так много, но абсолютно бессмысленных, стопроцентной, как любит говорить Лоевский, «хрени» не было, отдадим должное и Лоевскому, и этой культуре

Подробный репортаж о фестивале читайте здесь

Текст подготовили: